Главная страница Поиск Связь
www.culturemap.ru

Башкирские музыкальные инструменты. Фольклорное исследование.

Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения.

Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Из-за этого ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы.

Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия музыкальных инструментов, которым можно посвятить целую монографию. Но в данной статье описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения. Остальные из-за современной неподтвержденности и спорности национальной традиции отмечаются только вскользь.
Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.


АЭРОФОНЫ

Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1 (индекс 4.21.111.12).

Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана. Ведь недаром символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики, а его семь лепестков напоминают о семи древних башкирских родах, заключивших в 1557 г. договор о вхождение в состав России.

Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.
Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длинной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника пока не отлажено. Это не огорчает кураистов. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента любой трубчатый предмет. Известны случаи, когда во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. башкиры использовали для изготовления курая металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов.

В настоящее время наибольшим успехом пользуется заменитель тростникового инструмента из скрученного деревянного шпона, который в 80-е годы ХХ века стал изготавливать башкирский мастер В.Шугаюпов. На шпоновом курае играют самодеятельные музыканты и известные профессионалы. Налажено обучение на курае от школы до вуза. Выпущено несколько методических и хрестоматийных пособий.

Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. На нем возможно исполнение характерных наигрышей в диатоническом звукоряд. Для профессиональной игры на курае мастер-исполнитель И.Ильбаков сконструировал в 1987 году экспериментальный хроматический курай («Ишкурай»).
Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Современные кураисты собираются в большие ансамбли (до 30 исполнителей). Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Под названием "Узляу" в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:

1. Сольное гортанное, в особой вокально-инструментальной манере.

2. Горловое бурдонирующее сопровождение игры на курае.

Гортанное двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:

1. Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое гортанное пение.

2. Югары-узляу – высокое гортанное пение.

3. Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское гортанное пение.

Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается к основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией.

Репертуар курая включает в себя практически все исполнительские жанры, связанные с традициями национального исполнительства:

1. - Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.

2. - Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.

3. - Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.

Из фольклорных источников известны еще три аэрофона:

Хорнай (Сорнай) – индекс 4.23.111.2. – труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;

Борго – предположительно та же группа инструментов, но изготовленная из дерева;

Зурна – ориентировочно 4.22.11. – вид шалмеев (гобоев).

Курай-бала - национальная разновидность флейты Пана, индекс - 421.112.2.

Подробных описаний внешнего вида этих инструментов и их репертуара пока не найдено.
http://folk48.narod.ru/bashckir_muzic.htm

30-01-2005

Если Вы хотите участвовать в развитии нашего проекта - добавьте материал. Материал должен быть строго по тематике раздела и содержать в себе только достоверную информацию. Информация будет опубликована только после модерации администратором проекта.

Музыкальная культура

Республика Башкортостан

Башкирские музыкальные инструменты. Фольклорное исследование.

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому~подробному исследованию исполнилось всего 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30~годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовеков ...

Туристские маршруты

Республика Башкортостан

Пещера Шульганташ

На территории Башкирского заповедника на реке Белой находится знаменитая пещера Шульганташ (Капова). ...