Главная страница Поиск Связь
www.culturemap.ru

Кудымкар

Информация о городе

На древней земле Пармы издавна проживают коми-пермяки, имеющие богатое историческое прошлое. Прошлое – это события, повлиявшие на ход истории развития народа, это поучительная жизнь отдельных личностей, и, наконец, это наследие народной мудрости, которое сохранилось для современных коми-пермяков предметами быта, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и самобытными географическими названиями рек и поселений.
Кудымкар... Сердце Пармы, ее жемчужина, центр земли предков. Ему, как поселению, насчитывается более четырех столетий от первого упоминания в писцовых книгах. И он имеет богатую историю, сохранившую, наряду с действительными фактами и событиями, легенды, предания о себе и звучное, таинственно-загадочное имя – кар Кудыма, Кудымкар.
Согласно легенде, Кудым-Ош – основатель кара. Люди выбрали его памом (вождем) и попросили бога Ойпеля беречь его от порчи и болезней, а больше всего от вражеских стрел. Своему паму дали наказ, чтобы он защищал старых и малых, охранял их жилища, чтобы острыми были его стрелы и копья.
"...И сказал Ош, сын чудского пама и его жены Пэвсин, всему увтыру-роду:
"А сделаем себе новые жилища на Изъюре, пред глазами да под крылом Ойпеля, пусть защитит он нас, как тетерка своих птенцов, как мать свое дитя малое..."
Долго стояли люди в безмолвии. Даже Иньва от слов Кудым-Оша приостановила свое течение, перестала играть камушками. Ведь нельзя гневить Ена и ждать от него кары. На Изъюре – жилище бога и земля предков.
Тогда поднял Ош руки навстречу солнцу, встал на колени, произнес: "О, Солнце ясное! Открой людям их глаза, дай им разум, укажи место, где жить!"
И вот вдруг заметили люди, что ярче стало светить солнце, став огненным шаром острыми стрелами начало посылать свои лучи на север, где была красная гора Изыор.
– Вот где жить нам, люди! – вскричал Ош.
И сделали-вырыли себе чудины на горе землянки, оградили жилища высокой сосновой стеной. И назвали они свой новый дом Ку дын кар (Кар около Ку-реки), а молодого пама с того времени стали звать Ку дышсь Ош (Ош с реки Ку). И вовек так называли, и теперь все так зовут – Кудым-Ош – Кудым-Медведь", – так гласит легенда о паме, носящем из-за своей большой силы двойное имя.
Много подвигов совершил Кудым-Ош. А перед смертью завещал: "Усну я надолго, но настанет время, и я проснусь, чтобы сделать счастливой вашу жизнь. Но и вы не сидите сложа руки. И дружите с ближними и дальними народами".
Городище – самое высокое место в Парме. И только поднявшись на эту возвышенность, можно оценить выбор предков коми-пермяков: река и крутой склон – защита от нападения врагов; с высоты городища обозревается красавица Парма; находясь на Изъюре, древние люди были ближе к светилу Солнцу, а также к покровителю богу Ену.
Около древнего городища сливаются две лесные реки – Иньва и Кува, отличающиеся
крутым нравом - способностью буйно разливаться по весне, превращаясь в широкую полноводную реку, величественно несущую свои воды мимо Изъюра – Красной горки. В ее зеркальную поверхность веками смотрится Изъюр, красуясь новыми домами, садами и парками.
Иньва, воспетая в стихах, вечная песня Кудымкара, река – кормилица-поилица, труженица, символ глубокой женской печали и слез.
А Кува... Одна из версий происхождения названия: ку – компонент в названии "Кудымкар" – это Ку дын кар, – в переводе на русский язык означает кар (поселение) около реки Ку (название реки); ва – вода, река. Итак, Кува и Иньва – оба названия древние, как и сам Кудымкар.
Кудымкар... В его облике просматриваются приметы столетий. Кар постепенно превращался в город, который теперь имеет неповторимый облик, отличающий его от других подобных городов России. С вершины Изъюра в разные стороны простираются дома-новостройки. На его южном склоне выделяется неповторимым архитектурным исполнением Свято-Никольская церковь, которая является основным знаком-символом города. На северо-западе города кажется висящей над землей стрела лыжного трамплина. Старый город летом утопает в зелени; осенью радуют глаз яркие краски рябины; зимой все деревья и кустарники стоят в серебристом царском убранстве; весной он окутан белой вуалью цветов яблонь-дичков, буйно цветет сирень – символ любви. Красив Кудымкар в любое время года нежными розово-алыми восходами и буйно-багровыми закатами, искрящимся снегом и дымками туманов, призывным светом ночных огней.
Кудымкар - единственный город коми-пермяков, поэтому он любим и дорог каждому жителю Пармы как духовно-культурная столица, как город юности, где у многих поколений проходили годы учебы. У каждого человека с Кудымкаром связано свое, личное, сокровенное, заветное, и каждый ценит его по-своему. Поэты пишут стихи, сказочники слагают сказки, предания и легенды, композиторы вдыхают в стихи музыку, художники предают вечности примечательные уголки города в красках. И все это объяснение в любви, ода и гимн любимому городу.
Кудымкар - российский город. И он идет в ногу со временем. Город является членом межрегиональной ассоциации по социально-экономическому взаимодействию малых и средних городов России "Муниципальное развитие", членом Союза российских городов (1990).
Удачи и трудовые победы города получают государственные оценки. На площади Кудымкара – столицы Коми-Пермяцкого округа – красуются награды: орден Дружбы народов (1972) и орден Трудового Красного Знамени (1975) за достижения жителей Пармы в хозяйственном и культурном строительстве. А в 2006 году Кудымкар вновь был отмечен наградой. Благотворительное общественное движение "Добрые Люди Мира" Международного благотворительного фонда "Меценаты Столетия" вручило городу Кудымкару орден "Слава нации" ("Золотая звезда"). В наградном дипломе написано: "За благородство помыслов, за беззаветное служение идеалам добра и милосердия".
Кудымкар – легенда древнего народа. Он выполнял и будет выполнять роль связующего и объединяющего культурно-национального центра. Он занимает достойное место не только среди городов Пермского края, но и России.
Фотоальбом - это восхищение городом и признание ему в любви тех, кто по-своему увидел его красоту и объединил видимое (снимок) и сказанное (поэтическое слово) в единый аккорд Благодарности и Памяти для будущих поколений – правнуков Кудым-Оша.

[1] 2

Ильинский

Село Ильинское (сейчас поселок городского типа Ильинский) сыграло особую роль в истории и культуре Урала. На протяжении полутора столетий здесь~находился центр Пермских имений Строгановых – крупнейших землевладельцев, баронов и графов Российской империи. С конца XVIII в. Ильинское~славится крупнейшими в Пермской губернии ярмарками, купеческими династиями Серебренниковых, Поносовых, Беклемышевых ...

Чердынь

Город расположен в Северном Предуралье на высоком правом берегу р. Колва. Чердынь упоминается в Вычегодско-Вымской летописи под 1451 г. В XV-XVI вв.~– столица края Великая Пермь. В 1472 г. была взята войсками великого князя Ивана III при завоевании этого края и вошла в состав Московского~государства. В 1535 г. официально признана городом. От ...

Усолье

Расположен на правом берегу р. Кама напротив города Березники. Основан в 1606 г. под названием Новое Усолье Никитой Строгановым, начавшим здесь~соляной промысел. История развития Усолья тесно связана с семьей крупнейших русских купцов и промышленников Строгановых. В XVIII в. –~административный центр всех промышленных владений Строгановых. К началу XIX в. одновр ...

Соликамск

Город расположен в Предуралье на р. Каме в 368 км к северу от Перми. Основан в 1430 г. вологодскими купцами Калинниковыми, организовавшими выварку~соли на р. Боровица и на р. Усолка. Это послужило образованием в конце XV в. промыслового поселка Усолье на Камском, позднее – Усолье Камское, с~XVII в. - Соль Камская. С середины XVI в. начинается интенсивное развитие с ...

Если Вы хотите участвовать в развитии нашего проекта - добавьте материал. Материал должен быть строго по тематике раздела и содержать в себе только достоверную информацию. Информация будет опубликована только после модерации администратором проекта.

Органы управления культурой

Пермский край

Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края

   И.о. Министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края:   Кокоулина Галина Юрьевна     (342) 217-70-80   ...

Костюм

Пермский край

Народный костюм

Народный костюм коми-пермяков В ранних вариантах костюма именно из бранины выполняли женские и мужские рубахи и запоны, головные платы. Позднее~браный узор стал заменяться другой техникой орнаментации – вышивкой. Для верхней холщовой одежды и сарафанов применялся окрашенный однотонный~холст преимущественно синего и черного цветов. В конце XIX – начале XX ...