Главная страница Поиск Связь
www.culturemap.ru

Творчество. Потрогать нельзя, а сохранять надо.

Фестиваль во второй раз собрал фольклористов со всей России

 
В Воронеже пекут «ветвистые» свадебные караваи, на родине Виктора Астафьева, в деревне Овсянка Красноярского края, поют старожильческие песни, а на севере Томской области хантыйка Надежда Вялова рассказывает сказки и иллюстрирует их собственными куклами из бумаги. И все это называется культурным наследием Российской Федерации, которое необходимо сохранять.
 
Именно эта государственной важности проблема и стояла во главе угла на фольклорном втором фестивале «Что во Томской во губерне», который прошел 8-9 сентября в Томске. Его учредителями и организаторами выступили Министерство культуры РФ, Государственный Российский дом народного творчества, администрация Томской области, департамент по культуре и Дворец народного творчества «Авангард».
 
Программу праздника открывало вполне серьезное мероприятие – научно-практическая конференция «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации». Но и оно не обошлось без песен. Трио «Древо» из Дивногорска Красноярского края доклад Елены Вопиловой о старожильческих песнях проиллюстрировали любимой песней писателя Виктора Астафьева «В зеленом садочке канареечка пела».
 
- В нашем репертуаре много песен из села Овсянки, и даже записанных лично от Виктора Петровича и его тетушки Анны Константиновны Потылицыной, которые дуэтом часто выступали, поддерживали семейную традицию, передавали ее дальше, - сообщила Ирина Черкасова, заведующая фольклорно-этнографическим отделением детской школы искусств Дивногорска Красноярского края. - Мы рады, что смогли не только пересказать, что делаем, но и показать. А вообще конференция очень много полезной информации дала. Профессионалы выступили четко, понятно, по своей теме. Приятно, что была молодежь, хоть и сложно ей принимать старую культуру.
 
Действительно, теоретики и практики фольклора не только из разных регионов Сибири, но из Москвы, Воронежа и Киева делились своими соображениями и опытом, как в условиях глобализации и унификации культуры сохранить национальную самобытность и идентичность, как передать ее потомкам. Значимость затронутых проблем подчеркивалась самим составом участников. В конференции приняли участие ректор федерального университета дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» Денис Монастырский (Москва), главный хормейстер Российского дома народного творчеств Петр Сорокин, доктор исторических наук, профессор ТГУ Ольга Рындина.
 
Бурные споры вызвало выступление председателя Всеукраинской Ассоциации молодых исследователей фольклора Ильи Фетисова из Киева, который призвал искать… авторов народного творчества - будь то песня, танец или обряд. Ибо таковы на сегодня требования международной организации, призванной охранять авторские права. «Это что же, я за каждую ковырялочку, которую использую в танцах, должна кому-то платить? – удивлялась заслуженный работник культуры РФ, известный хореограф Валентина Петриева. – Но тогда пусть и мне платят за движения рук, имитирующие полет птиц в кулайских танцах, поскольку я считаюсь создательницей реконструированной кулайской хореографии».
 
Практика оказалась не только проверкой теории, но и средством примирения разных точек зрения на фольклор, его бытование в современной городской и сельской среде.
Выставка-конкурс «Куклы народов в костюмах Сибири», в которой приняли участие художники-модельеры, мастера, сохраняющие и развивающие традиции в изготовлении народного костюма, праздник казачьей культуры «Казачий круг», выставка-ярмарка народных мастеров, народные гуляния, которые развернулись в казачьем остроге в Семилужках, – все это подтвердило истину, что настоящему фольклору чуждо единообразие и унификация, что ценность его в локальных проявлениях.
 
Поэтому с таким вниманием и интересом рассматривали томичи и участники фестиваля кукол на выставке в Музее истории Томска. Обращали на себя внимание куклы, изготовленные мастерами Прииртышья по старинным технологиям. Секретами изготовления на мастер-классе поделился Зикен Джумбаев, преподаватель изобразительного искусства Екатеринославской общеобразовательной школы. Светлана Румянцева, преподаватель Дивногорской школы искусств, и вовсе удивительную историю рассказала:
 
- Выпускница нашего фольклорного отделения делала куклу с себя, шила уменьшенную копию своего костюма. Сделала себя, а потом и парня «себе». И так получилось, что в скором времени вышла замуж за парня, исключительного похожего на куклу, которую своими руками создала. Так что куклы судьбу предсказали.
 
К слову, куклы, приехавшие из Красноярского края, были одеты в точные копии костюмов переселенцев из Орловской губернии, которые заселили юг Восточной Сибири. А школьники шили одежду и обувь вручную, ни одного шовчика на машинке. Шили и слушали историю края, узнавали уклад жизни сибиряков в начале ХХ века и вспоминали предков своего рода.
 
Так и участники «Казачьего круга» в Семилужках, слушая песни, пробуя свою сноровку за гончарным кругом, участвуя в хороводах, через собственные ощущения познавали красоту и силу народной русской, казачьей традиции. Ольга Александрова, старший преподаватель Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва) на мастер-классе «Художественный синтез как основа создания фольклорно-игрового действа», призвала своих коллег к бережному обращению с этнографическим и фольклорным наследием. Главное - не оттолкнуть молодежь стариной, но привлечь подлинностью. Не случайно она показала моноспектакль по удмуртскому фольклору «Три свадебных напева» на удмуртском языке, в основу которого легли сказки и песни, которые слышала Ольга Яковлевна от своей бабушки. И зрители, не зная ни одного слова на языке удмуртов, поняли историю и восхитились ее мудростью и красотой. 
 
Сто шестьдесят сертификатов ФГБОУ дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», которые получили работники культуры, участники фестиваля стали материальным доказательством того, что нематериальная культура имеет вес и государственное значение. 
 

Автор

Татьяна ВЕСНИНА

24-09-2012

Областное государственное учреждение культуры "Дворец народного творчества "Авангард".

«Авангард» является крупнейшим центром по сохранению, развитию, популяризации народного творчества в Сибирском регионе. В его структуру~входит Дом дружбы и 5 творческих отделов: информационно-методический отдел, отдел народного творчества, отдел методики и организации досуга, отдел~народных промыслов и ремесел, отдел культурно-делового сотрудничества. В ДНТ – ...

Если Вы хотите участвовать в развитии нашего проекта - добавьте материал. Материал должен быть строго по тематике раздела и содержать в себе только достоверную информацию. Информация будет опубликована только после модерации администратором проекта.

Новости культуры

Томская область

"Дорога к храму"

Выставка творческих работ учащихся и преподавателей художественного отделения Детской школы искусств продолжит свою работу в выставочном зале стрежевского историко-краеведческого музея ...

Фольклор сегодня

Томская область

Профессиональные фольклорные коллективы

За десятилетия работы театр фольклора «Разноцветье» стал одним из ярких творческих коллективов, занимающихся сохранением и популяризацией русского~фольклора Сибири. Артистам удалось добиться высокохудожественного сценического воплощения обрядового музыкального фольклора. В репертуаре театра более~100 произведений, собранных в тематические циклы, обрядовые действа, игровые и музыкальные программы: «Песни России», ...