Совместный проект ГРДНТ и ГИВЦ Минкультуры России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Главная страница Поиск
culturemap.ru

Якутский эпос - олонхо

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо

&Там несутся по глади степей
Табуны низкорослых коней&.
&Там, в степях , далеко-далеко.
Кто-то первым пропел Олонхо..

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса (земля) растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли Аан Алахчын хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далеких времен и являются одной из любимых тем современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. (Я-9, Я-10, Я-11, Я-12 национальный художественный музей Саха. Кн.1 и Кн.2).

В отличие от эпоса многих народов, якутское олонхо в значительной своей части не сказывается, а поется. Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и
деяниям традиционной мелодией. Олонхосут человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения. (Фильм ГИВЦ, звук и фото, Як-3 Дикий Север).

А.В.Кудияров. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. - М.: ИМЛМ РАН, 2002. 326с.

Героический эпос народов СССР. М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. 557с.

21-01-2004

Если Вы хотите участвовать в развитии нашего проекта - добавьте материал. Материал должен быть строго по тематике раздела и содержать в себе только достоверную информацию. Информация будет опубликована только после модерации администратором проекта.

Органы управления культурой

Республика Саха (Якутия)

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

  Министр культуры и духовного развития:   Тихонов Владимир Иванович   (411-2) 42-11-63, 42-06-08   Первый заместитель~министра: Пестрякова Туйаара Игоревна 42-29-29   Заместитель министра: Донской Михаил ...

Фольклор сегодня

Республика Саха (Якутия)

Народный ансамбль танца «Гулун»

Несколько лет назад заведующая отделом Севера Республиканского Дома народного творчества, энтузиаст своего дела, талантливый хореограф, отличник~культуры Республики Саха (Якутия) Любовь Алексеевна Никитина решила воплотить в жизнь свою давнюю мечту: создать ансамбль малочисленных народов~Севера. Сегодня с уверенностью можно сказать, что ансамбль «Гулун» является одним из подающих большую надежду ансамблей ...