Мемориальный храм-памятник в Москве был задуман в декабре 1812 г. после ухода последнего солдата Наполеона с территории России.
Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 г. был утвержден грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести его на вершине Воробьевых гор. Здесь первоначально и началось строительство, затянувшееся из-за размеров задуманного сооружения.
Император Николай I в 1827 г. отказался от замысла Витберга и сам выбрал для храма новое место у Пречистенских ворот на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 г. архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, который и был реализован (в том числе с участием архитекторов А.И. Резанова, И.И. Свиязева, А.С. Каминского и др.).
10 сентября 1839 г. состоялась торжественная закладка сооружения. В разработке его мемориально-символической программы важнейшая роль принадлежала митрополиту Филарету, который наметил сюжеты для наружных горельефов, внутренних росписей и посвящения престолов (главный был посвящен празднику Рождества Христова). Помимо сюжетов, связанных с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Кульме, Лейпциге и др., на стенах был размещен своеобразный пантеон русских святых заступников Руси. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Богоматери Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и др.), над живописным убранством храма 23 года (художники А.Г. Марков, П.В. Басин, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.). Композиционным открытием Тона стало создание круговой галереи вокруг храмового пространства, где был создан первый музей Отечественной войны 1812. В ее стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков, именами убитых и награжденных.
|
|
По специальным заказам была создана оригинальная надпрестольная сень, выполнена утварь храма, в 18771878 гг. на заводе П.Н. Финляндского отлиты 14 его колоколов. Главный колокол (27 тонн) был третьим по величине в Москве.
26 мая 1883 г. Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящен. Четырехстолпный, крестообразный в плане, пятиглавый собор (4 малые главы служили колокольнями) стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102 м).
Храм был взорван 5 декабря 1931 г., а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».
Работы по восстановлению храма начались в 1994 г. В сентябре 1997 г. строительство храма было завершено. 31 декабря 1999 г. было совершено малое освящение верхнего храма. 9 августа 2000 г. состоялось великое освящение Храма Христа Спасителя, и он был открыт для общественного богослужения.
Воссозданный ныне собор состоит из верхнего храма, в целом повторяющего внешний вид разрушенного церковного здания и посвященного Рождеству Христову. В центре цокольного этажа располагается нижний храм Преображения Господня. Название выбрано не случайно: чтобы снять проклятие игуменьи Алексеевского монастыря, храм решили посвятить Преображению.
Внутри здания размещаются два зала: Большой (Зал Церковных Соборов) на 1250 мест и Малый (Зал заседаний Синода) на 457 мест.
16 сентября 2005