Пасха воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название «праздников Праздник».
На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предна-значенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же ска-зал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолов об увиденном. Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и по-клонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его учени-ки. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услы-шать ясно от Него: «Радуйтесь!»
«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть ни-кто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти....Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?...Воскрес Христос и ни одного мерт-вого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).
Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящих-ся», возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.
И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит переход), так Христос «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Бо-жий, принявший на Себя грех мира» Своею кровью заключил Новый Завет, положив на-чало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.
19 сентября 2005