Культура регионов России Культура регионов России http://culturemap.ru/

Томская область

Традиционная культура

Исторический обзор

Русские сибиряки Томского края

Томская крепость была построена русскими казаками в 1604 году по указу царя Бориса Годунова, когда князь Тоян, повелевавший небольшим татарским племенем Эуштою, жившим на реке Томи, перешел в русское подданство. В течение всего ХVП века Томская крепость служила русскому царю юго-восточным опорным пунктом покорения Сибири.

1419_56.1132145359.97719.jpg
За первыми насельниками малоизведанного края казаками, томскую землю постепенно заселяют крестьяне, торгов-цы, промышленники. Кроме поощряемых русским правительством добровольных переселенцев, сибирский край навод-няется ссыльными.
1419_7.1132145389.0701.jpg
В ХVII веке Томск, оказавшийся в тылу русских владений в Сибири утратил своё военное значение, но стал интенсивно развиваться как торговый центр Западной Сибири, как перевалочный пункт в обмене товарами с Европейской Россией. Более века Томск называли городом купцов и извозчиков. По Московско-Иркутскому тракту тянулись обозы, томские купцы разъезжали по крупнейшим российским ярмаркам.
До 1804 года, когда громадная Тобольская губерния была разделена на две Тобольскую и Томскую, в которую вошли 8 округов, томская земля представляла по сути одну из небольших сибирских провинций. Открытие в 1828 году первой золотой россыпи в Алтайских горах и в 1829 г. Кундустуюльского ключа положило начало развитию золотопромышлен-ности в Томской губернии и послужило основанием для нового притока переселенцев.
1419_84.1132145359.70382.jpg
Русское население начало складываться в Томском крае в конце ХVI начале ХVII в., когда были основаны первые городки-остроги: Нарымский, Кетский, Томский. Приехала основная масса первопроходцев из северных и северо-восточных уездов России. Однако, встречались и выходцы из центральных и южных провинций. В целом в Среднем Приобье русское население складывалось из служилых людей и их потомков, крестьян-переведенцев, ссыльных и свободных поселенцев, причем служилые люди и их потомки составляли больше половины всего населения.
1419_21.1132145360.10883.jpg
Самоназваниями старожилов были, добавляемые к понятию «русские», определения: здешние, природные, коренные, местные, а также самоназвания по месту обитания нарымчане, сургутяне и пр. Старожилы являются сибиряками уже в десятке поколений и по праву считают себя коренными жителями здешних мест. В составе старожилов прослеживается некоторое число потомков от смешанных браков с коренными сибирскими народами, особенно в местах давнего совместного проживания, как в Нарымском крае.
С 1864 по 1914г. в Сибирь переселилось 3 687 тыс. человек. Среди переселявшихся преобладали (8,9%) выходцы из южной России. В Томской губернии в эти годы поселилось много выходцев из Курской, Тамбовской, Орловской, Тульской, Рязанской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Воронежской и других губерний. В числе переселенцев были украинцы и белорусы, внесшие свою лепту в формирование современного облика сибиряка. В пределах Томской области больше всего переселенцев осело в центральных районах, где состав населения в начале ХХ века был на 70 90 % из переселенцев, тогда как пригородные села и северный Нарымский край остались почти незатронутыми этим движением.
После раскола Русской Православной церкви в середине ХVП в., который произошел в результате церковных реформ патриарха Никона, на томской земле появились старообрядцы. О старообрядцах в одной из деревень около г.Томска, об их одежде, какую «указами поведено носить раскольникам» сообщал в 1734 г. С.П.Крашенинников при описании своего пути по р.Томи. Последователи старой веры сыграли немалую роль в освоении Сибири русскими, поскольку из-за жестоких преследований вынуждены были укрываться в самые недоступные места и, кроме того, отправлялись в ссылку большими группами. В силу своих религиозных убеждений, приверженности к старине, а также по специальным прави-тельственным указам старообрядцы устойчиво сохраняли древние русские обычаи, одежду, бытовой уклад.
В начале ХХ в. старообрядцы составляли, по приблизительному официальному счету 3,815 населения Томской губернии, в которую входил и Алтай. В 1909 г. В.Рубчевский, объезжая бассейны рек Чаи и Парабели, писал, что русское население этой тайги состоит преимущественно из «религиозных отщепенцев».
Старообрядцы Томского края в начале ХХ века относились к различным религиозным течениям, толкам (часовенные, поповцы, беспоповцы, бегуны, поморские, федосеевские и пр.) и не составляли единой компактной группы.
Довольно часто они приселялись к уже существующим ранее селениям единоверцев и родственников. В первой четверти ХХ века было основано немало новых старообрядческих заимок в слабозаселенных районах левобережья и правобере-жья Оби, преимущественно в верховьях притоков в Бакчарском, Чаинском, Парабельском, Каргасокском районах.
Этнокультурное взаимодействие различных групп русского населения между собой, а также с переселенцами других национальностей и коренными обитателями Томского края определило основное направление в формировании культурно-бытовых особенностей сибиряков.
По данным переписи 2002г. доля русских в составе населения области 90,8%.

Использованы материалы: Журнал о жизни народов Томской обл. «Территория согласия». Вып.2 2004г.,
Фотоальбом-справочник «Край кедровый». 2004г


16 ноября 2005

http://culturemap.ru//region/159/article.html?topic=13&subtopic=41&id=1419 12 мая 2006