|
|
Декоративно-прикладное творчество
|
|
|
Народные художественные промыслы Томской области |
«Заселение Томской губернии русскими шло с Севера. В Сибирь шли крестьяне из малоплодородных губерний Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской и других, принося с собой опыт и знания своих народных промыслов.
|
|
Немало в Томской губернии было переселенцев-старообрядцев, которые спасались в глухой тайге от преследований новой церкви. Крепко держались они за старую веру и обычаи, в постройках, одежде, украшении предметов быта продолжая традиции допетровской Руси. Старообрядческих скитов и поселений немало и сейчас в Томской тайге. Изредка в городе появляются мастера-старообрядцы, которые привозят на реализацию в хорошо известные им предприятия туеса-сколотни, деревянные ложки, посуду, которые удивляют простотой и добротностью форм, теплым и скромным декором. Местные промыслы были связаны с заготовкой леса, охотой, рыболовством, в некоторых районах с посевом и первичной обработкой льна. К сожалению, крестьянские текстильные промыслы не получили развития. Местное использование льна не выходило за рамки домашних ремесел, в дальнейшем и они исчезли.
Одним из традиционных видов ремесел населения Томской губернии, затем и области, является художественная обработка дерева и бересты.
Береста (кора березы) материал гибкий, легкий, прочный, хорошо поддающийся обработке и не пропускающий влагу. В берестяных сосудах могут долго храниться продукты, в том числе и жидкие. Замечательные, утилитарные свойства бересты делают этот материал почти универсальным и незаменимым в народном быту. Основная масса изделий из бересты в Томской области с давних времен и по сей день это туеса, короба, пестери, блюда, шкатулки, сколотни, сувенирные изделия. Крупные изделия изготавливали в «замок» и сшивали берестой же или саргой, мелкие схватывали специальным клеем и прошивали берестой. Коренные народы севера Томской области (селькупы, ханты, алеуты и др.) изготовляли из бересты даже лодки-берестянки (обласки), вмещавшие до 5-6 человек. Такие лодки и сейчас можно встретить в отдельных населенных пунктах северных районов Томской области.
|
|
Производство берестяных изделий, туесов, коробов, пестерей и т. д. было исконным художественным промыслом многих районов области, и оно давало населению дополнительный заработок.
Туес, туесок, короб изготовлялся, как правило, из двух слоев бересты. Внутренний слой имеет сплошные стенки, наружный подгоняется к нему по размеру, имеет разрез и оформляется или тиснением, или резным узором растительного характера. Таким образом, изделия с ажурной резьбой были двухслойными. Под ажур часто подкладывали цветное сукно. Тисненые узоры наносили с помощью штампиков.
Со временем оформление декора берестяных изделий усложнилось и сейчас можно увидеть замечательные работы с ажурной резьбой из 3-х 4-х слоев бересты. Несколько слоев бересты теплых оттенков с кружевным узором, наложенные один на другой, придают орнаменту объемность, глубину и какую-то сказочную неповторимость. Этот художественный прием оформления сувениров из бересты был разработан и применен художником-мастером Н.Г.Лукмановой.
Коренные народы Севера Томской области и русские старожилы использовали разнообразные способы обработки бересты. Но наиболее любимым было скобление по бересте. Весь эффект декора изделий, выполненных в этой технике достигается благодаря игре двух цветов, темнокрасновато-коричневого и светлого розовато-желтого. Орнаментация берестяных изделий, сохраняла единый стиль, но была разнообразной. Она включала в себя мотивы геометрические, растительные, иногда зооморфные. Мастера не связывали себя предварительными рисунками, шаблонами, а наносили рисунок свободно вручную. Отсюда живость и разнообразие узора. До настоящего времени сохранились местные названия узоров «Медведь на звезде», «Оленьи рога», «Задние ноги лягушки», «Спящий соболь». Условные изображения животных узнаются в изделиях, и это придает орнаменту особую образность и смысловую нагрузку. В этой технике успешно работают мастера В.П.Гужин, В.В.Павлов, Л.А.Долматова, А.В. Ефтифеев, Е.В.Бутько и др. каждому мастеру присущ свой почерк, однако все они сохраняют в своем творчестве характерные особенности традиционного орнамента.
Буклет «Народные художественные промыслы Томской области». ОДНТ «Авангард». Томск, 2001г.
16 ноября 2005