|
|
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
|
|
|
"Изучение исторических преданий позволяет проследить долгий и сложный путь становления нганасанского народа..." |
Самояди, кочуя в самых суровых пустынях, и при этом не имея ни грамоти, ни счислению времени, знают обстоятельства своего происхождения, единоплеменства, странствий и прочего не больше, как сколько могут почерпнуть о том сведения из устных преданий, древних песен и сказок о богатырях и предках, также о странах, горах, реках и так далее, по близости которых жили они в старые времена». Георги. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. Ч.3
«Изучение исторических преданий позволяет проследить долгий и сложный путь становления нганасанского народа. Предки нганасан постоянно существовали как бы на грани жизни и смерти. Тяжелые условия жизни в тундре, голод, пешая охота на диких оленей, постоянные конфликты с южными соседями, татуированными эвенками, гибель целых стойбищ вот те постоянные явления, которые неотступно преследовали предков нганасан. Но они выстояли, выдержали все невзгоды и превратности судьбы, расселились почти по всему Таймырскому полуострову, создали свою оригинальную материальную и духовную культуру».
Наиболее важные темы исторических преданий: борьба предков нганасан с татуированными эвенками, сказания о сыновьях Лакуны и богатыре Сойму, донганасанское население Таймыра, место медведей в жизни предков нганасан, происхождение нганасанских родов и др.»
К.И.Лабанаускас Из предисловия к книге «Вехи древних путей». Исторические предания нганасан. Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург.
Предания о приходе предков нганасан на Таймыр
«Предания о происхождении нганасан представляют значительный интерес. Они проливают свет на то, откуда пришли предки нганасан, к какому этносу они принадлежали первоначально и как они образовали тот народ, который сегодня известен как нганасаны.
В 1927-1938 годах от известных сказителей Нере Нгомде и Сундамптэ Чунанчара были записаны предания о приходе предков нганасан на Таймыр.
Согласно преданиям, предки авамских нганасан жили где-то на востоке, «за большой рекой». Занимаясь охотой на диких оленей, они ходили далеко за эту реку, в ту сторону, где нганасаны живут в настоящее время. То есть предки авамских нганасан когда-то регулярно пересекали реку Хатангу по направлению с востока на запад и углублялись в тундры Таймыра. Постепенно они перестали возвращаться обратно. Видимо, охота на дикого оленя была удачной, и людям не хотелось терять добычу, возможность запастись мясом.
Со временем предки авамских нганасан, продвигаясь по Таймыру, встретились с тундровыми энцами. Согласно преданиям, они стали просить у энцев, чтобы те дали девушек в жены. Получив отказ, стали воевать, но потом помирились и остались на все время жить в авамской тундре.
Нганасанский фольклор содержит вседения о том как жили предки. Они занимались охотой на диких оленей, которых добывали на речных переправах или на которых устраивались облавы. Диких оленей окружали и, сужая кольцо облавы, расстреливали из лука. Устраивали они также изгороди между двумя параллельно текущими реками и в воротах изгородей настораживали луки-самострелы или ставили петли из скрученных жил. После облавы или поколки мясо убитых диких оленей складывали на лабазы или прятали в ямах, прикрытых шкурами и камнями, тут же, на месте охоты. Около этих складов древние охотники сразу же строили жилища и затем зимой, когда охота прекращалась, переходили от одного склада к другому, живя в заранее построенных жилищах. Из шкур диких оленей шили глухую одежду-лихаре, похожую на современную нганасанскую женскую парку, т.е. с разрезом спереди и песцовым воротником.
Предки нганасан жили группами, в которые входило 20-30 мужчин-охотников, соответствующее количество женщин и дети. В качестве жилища использовали не чум или балок, а полуземлянку типа голомо (в современном нганасанском языке такое жилище называется «сату ма» - «глиняный чум»). Голомо строились по всей земле предков нганасан на расстоянии дня хода пешего человека. Это старинный тип жилища конической формы из бревен или плах, засыпанных землей. Пол в голомо был несколько ниже уровня почвы, так что это жилище было полуземлянкой. О голомо известно только из фольклора. После того как предки нганасан переняли от тундровых енцев самодийскую оленеводческую культуру, голомо перестали строить и перешли жить в чумы.
Таковы сведения о предках нганасан содержащиеся в фольклорных источниках».
Из книги «Вехи древних путей». Исторические предания нганасан. Сост. К.И.Лабанаускас.- «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002г.
24 января 2005