Культура регионов России Культура регионов России http://culturemap.ru/

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

Традиционная культура

Декоративно-прикладное творчество

Национальные мотивы в творчестве нганасанского художника Мотюмяку Турдагина

«И в ранний период своего творчества, и в зрелости Мотюмяку Сочуптеевич Турдагин известен в первую очередь как художник-график, автор линогравюр, офортов, рисунков тушью или карандашом или карандашом, акварелей. Живописные жанры (масло) представлены в его творчестве лишь эпизодически.

Жертвоприношение. 1993.

С чем же связана любовь художника к черно-белым контрастам линогравюры, к белому листу бумаги с быстрым росчерком пера, к уверенному карандашному контуру? Безусловно, такое предпочтение субъективно и связано с личными наклонностями художника-рисовальщика, его любовью к резцу и карандашу, стремлением эмоционально отразить мир в мгновенно рождающихся впечатлениях, умением рисовать быстро, с натуры. Но не следует отвергать глубинной подоплеки этого искусства, заложенной в подсознании художника и связанной с национальными традициями. Тысячелетиями женщины-нганасанки украшали зимнюю меховую одежду искусными черными орнаментами нашитыми на белое поле. Орнаменты эти были своего рода визитной карточкой, по ним распознавали возраст, пол, семейное положение человека. Емкий и выразительный язык орнамента говорил гораздо больше и точнее, чем слова. Нганасаны с детства учились понимать эту молчаливую речь орнамента и пользоваться ею. Не отсюда ли берет начало язык выразительного рисунка Мотюмяку Турдагина, возникает стремительный бег черного следа по белому листу?
Сказание о тундре. 1992.

Если в ранних работах М.С.Турдагина интерес к этнографии своего народа был эпизодичен, то в зрелый период творчества (конец 80-х - 90-е годы) основной темой художника становятся традиции, культура и быт нганасан. Художник осознает себя частью древнего народа, несколько тысячелетий назад создавшего свой собственный образный мир, художественную вселенную:
«Мы - древний народ. Все говорят: Малевич, Малевич, «квадрат Малевича»&.. А я думаю так: этот черный квадрат был придуман нганасанскими женщинами два с половиной тысячелетия назад, когда еще предки Малевича не родились. На нганасанской парке сзади женщины нашивали этот квадрат».
Пришедшие из глубины веков и сохранившиеся в традиционной культуре нганасан художественные образы становятся альфой и омегой искусства Мотюмяку Турдагина. В них он черпает вдохновение для графических сюжетов и находит непреходящий философский смысл.
В «Сказании о тундре» отразились традиционные нганасанские представления о Земле матери, родительнице и хозяйки всего сущего. Мотюмяку Турдагин изобразил ее в виде старухи-нганасанки, держащей на коленях шкуру бескрайнюю тундру с оленьими стадами и чумами. Всю жизнь народа держит на коленях эта величественная мать-тундра.
Хозяйка чума. 1992.

Символическая картина «Хозяйка чума» воплощает народное представление о женщине хранительнице домашнего очага, огня и жилища. Чум с горящим в нем огнем целая человеческая вселенная, дружественный замкнутый мир в суровых северных просторах. Тесно прижались друг к другу обитатели чума, от враждебного внешнего мира их охраняют обступившие огонь домашние идолы койка нганасанские духи-хранители семьи.
Представление художника о мощных творческих силах своего народа нашло отражение в рисунке «Сказитель». Благородная и величественная фигура сидящего сказителя возвышается над тундрой, головой достигая неба. Он своего рода волшебник, наделенный божественным даром творить мифы и эпос, создавать впечатляющий мир героических подвигов и побед.
«Песня о гагаре» воплощает миф о священной шаманской птице нганасан. Это лирическое сказание о рождении прекрасного земного мира.
Многократно отражен в рисунках М.Турдагина образ нганасанского шамана посредника в отношениях людей с божествами, проводника душ в потусторонние миры. Привлеченные звонкой песней бубна, на зов поющего над огнем шамана слетаются шаманские духи-помощники (волк, медведь, гагара, орел, двухглавые и трехглавые домашние идолы). Они располагаются за плечами шамана, подпевая ему и укрепляя его сверхъестественные силы («Камлание», «Взывание к духам», «Песнь об огне»).
Родовые знаки. 1989
Замысел этнографической серии «Родовые знаки», задуманной М.С.Турдагином в конце 80-х годов и воплощенной в первой половине 90-х, возник на основе древних символических изображений нганасанских идолов. Эти знаки, изображенные на шаманских бубнах и святынях, дали художнику мощный творческий импульс, породили желание заглянуть в глубокую древность доисторического периода жизни нганасан, осмыслить ее в художественных образах.
Шаманский бубен, вместилище родовых духов, становится объектом изображения в рисунке «Родовые знаки». Помещенные в бубен духи отвечают за жизнь и благополучие всех членов семьи и рода, а сам бубен становится главным талисманом хранителем человечества. Бубен, как солнце, освещает жизнь нганасан, вокруг него благополучно идет их жизнь по заведенному укладу: возвращается рыбак с добычей в лодке. Пробираются сквозь пургу охотники, мирно дышат гостеприимные чумы, слушатели внимают сказочнику. Древние знаки идолов, вносящие в изображаемое особый, священный смысл, присутствуют также в рисунках «Весна», «Песня об огне».

О.Добжанская Из альбома «Мотюмяку Турдагин». Нганасанский художник. Авторы-сост. В.Сацкая, М Жаркова М.,1996г.

24 января 2005

http://culturemap.ru//region/166/article.html?topic=13&subtopic=44&id=452 12 мая 2006