|
|
Промыслы и ремёсла адыгского народа |
Народное искусство - это творчество, определяемое исторической памятью, связывающее прошлое с настоящим; это - художественная традиция и преемственность, декоративность и утилитарность; это - отражение в форме и содержании художественно-образного мышления, отношения к миру, природе, человеку. В народном декоративно-прикладном искусстве находит отражение фольклорный слой художественного творчества народа, в нем соединяются выработанные веками каноны и художественные традиции, изобразительные и технические приемы и творчество мастера-ремесленника. Изучение и возрождение традиционного народного искусства этноса актуально при переходе человечества в новое тысячелетие, на новый этап национальной и общечеловеческой самоидентификации.
 |
|
Произведения народного искусства воплощали в себе символы и образы времен родового строя и язычества, несли в себе глубокий магический, сакральный смысл, хранили информацию о духовном мире наших предков. Но со временем, переходя из поколения в поколение, эти образы стали декоративными элементами и обрели новую жизнь в декоративно-прикладном искусстве адыгов.
Во всем мире известно, что определяющим фактором эволюции государства и общества является культурный уровень людей, образованность и интеллектуальное развитие. Лишенный художественного наследия народ не имеет будущего и исторически обречен. В связи с этим отрадно отметить, что представленные на юбилейной выставке, посвяшенной 15-летию Республики Адыгея, изделия народного прикладного искусства адыгов отражают преемственность и развитие художественных традиций, высвечивают тонкую связующую нить времен и поколений мастеров-хранителей бесценного художественного наследия.
 |
|
Высокий уровень художественного производства и ремесла адыгов был обусловлен наличием природных ресурсов и естественных материалов - руды, камня, кости, глины, дерева, шерсти, рогоза и др. Археологические материалы раскопок на территории Северо-Западного Кавказа свидетельствуют о древнейшем гончарном искусстве, датируемом V-IV вв. до н.э., а вылепленные от руки, на гончарном круге сосуды, кувшины, миски и кружки являются первыми произведениями прикладного искусства адыгов.
На протяжении многих веков искусство керамики занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее использовали для хранения продуктов, для питья, особое место керамика занимала в погребальном обряде адыгов. Благодаря загробному культу адыгов, сохранились древние предметы керамического, оружейного, кузнечного и ювелирного искусства. Керамика служила выражением языческих культов адыгов - тотемизма, скотоводческого культа Амыша, культа Созереша, огнепоклоннического культа, которые имели свои обозначения: скотоводческий культ отражался в сосцевидных налепах, зооморфных ручках и символах; огнепоклоннический культ выражался в изображении креста и солярных знаков и т.д. Древняя меотская керамика характеризуется отличительным черным цветом, имеющим оттенки от серого до желтовато и голубоватого оттенков. Керамическая посуда украшалась нарезным орнаментом, линейным лощением, сосцевидными налепами, зооморфными стилизованными изображениями.
 |
|
Современное состояние керамического ремесла адыгов можно обозначить как проблематичное, требующее безотлагательного принятия программы по возрождению и сохранению традиционного искусства и подготовке профессиональных кадров для реализации подобной задачи. Только благодаря творческому поиску и таланту Руслана Тхазеплижева, его научному и историческому подходу к технологии, традиционной форме и орнаментации, а также умению придать изделиям современное звучание, появляется надежда на возрождение керамики как профессионального декоративно-прикладного искусства. Керамика Р. Тхазеплижева выставлена в художественном салоне фирмы «НАН» и пользуется неизменным спросом у знатоков и ценителей его творчества.
Металл, художественный металл, торевтика, металлопластика - это терминология, обозначающая художественную обработку металла, которая зародилась во времена добывания человеком медной руды, выплавки меди, получения бронзы и железа. К древнему металлургу, «огненному мастеру» относились с особым уважением и великим страхом.
Художественный металл майкопской культуры IV-III тыс. до н.э. представлен произведениями, вошедшими в сокровищницу мирового искусства. Произведения художественного металла из Курджипского, Келермесского, Уляп-ского, Колосовского, Белореченского курганов являются шедеврами прикладного искусства. Изделия адыгских мастеров XVIIIXIX вв. восхищали многочисленных путешественников, купцов, которые отмечали высокое мастерство и умение оружейников и ювелиров. Но, продолжавшаяся более ста лет Кавказская война, не способствовала развитию и сохранению этого вида искусства.
Возрождение ювелирного искусства в Адыгее связано с именем художника по металлу Аси Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле меото-скифского искусства, образно моделируя традиционные сюжеты, композиционные приемы, технологию литья, гравировки, чернения, филиграни, а также используя отличительную особенность адыгской торевтики - золочение серебряной пластины, золочение отдельных деталей изделия.
Реставратор, мастер-оружейник Мурат Гогуноков создает художественные изделия в северокавказском художественном стиле XVIIIXIX вв.
Мастер Пчехатлук Мадин, более известный как исполнитель народных песен, мастер по изготовлению народного смычкового инструмента шыкlэпшын, представил на выставку прекрасно выполненный серебряный кинжал, что вселяет некоторую надежду на развитие его мастерства в этом виде прикладного искусства.
Дерево занимало важное место в материальной культуре адыгов. Характерной чертой адыгской резьбы по дереву являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту формы, материала, художественного образа. Красота и простота композиций, разнообразие орнаментальных ритмов, богатство пластики - ценное творческое наследие, получившее дальнейшее развитие в современном декоративном искусстве адыгов. В произведениях Хуажева Рамазана проявляется трепетное отношение к дереву как к живому организму, которому присуща теплота и холодность, мягкость и жесткость, крепость и хрупкость. Мастер находит новые фактуры, оригинальные формы выражения народности и художественности, используя разные технические приемы, будь то резьба, инкрустация или насечка на декоративных орнаментальных тарелках, тематических панно, предметах быта и кухонной утвари.
 |
|
Изготовлением народных музыкальных инструментов занимаются Гучев Замудин, Тле-церук Ким, Абид Гисса, Баете Инвер, Нагоев Заур, Пчегатлук Мадин, Уджуху Байзет, открываются и новые имена молодых мастеров - По-токова Айдамира, Берзегова Алия и др. Благодаря их мастерству зазвучали «живые» голоса традиционного смычкового инструмента - шы-кlэпшын и возродился древний инструмент -пшынэтlаркъу; зазвучали на свадьбах и праздниках пхъэкыкl - трещотки из мастерской Негуча Аслана, запел къамыл Гучева Замудина и Абид Гиссы в многоголосии адыгской музыкальной культуры.
Золотошвейный комплекс адыгов, включающий четыре вида техники, является одним из древних видов художественного и прикладного творчества, датируемый скифским периодом по памятникам археологии и материальной культуры. Характерной особенностью золотого шитья является доведенное до совершенства гармоничное сочетание элементов вышивки с басонными изделиями, создававшими неповторимый и изысканный стиль, несомненно, отличавший адыгское шитье от других золотошвейных комплексов Кавказа. За последние пятнадцать лет это искусство возродилось на профессиональном уровне благодаря комплексному решению проблем в рамках реализации Федеральных целевых программ «Культура России» (Центр народной культуры Республики Адыгея) и республиканских (Министерство культуры Республики Адыгея) по возрождению традиционных промыслов и ремесел. Правильно расставленные акценты по подготовке молодых мастеров Панеш Сафьят, Теучеж Нуриет, Деды Фатимы (руководитель - Мастафов В.) предопределили успех начатого дела. Они сегодня плодотворно работают и радуют нас новыми изделиями, совершенствуя технику и оттачивая мастерство. Наряду с творческими успехами сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят уже много лет передает своим многочисленным ученикам секреты и тонкости золотошвейного искусства, на деле осуществляя принцип преемственности и развития художественных традиций, приобщая все большее число талантливых людей к искусству золотого шитья адыгов. На выставке представлены многочисленные золотошвейные изделия молодых мастеров - учеников Панеш Сафьят.
 |
|
Мастер золотого шитья и плетения Атажахова Сайхат представляет прекрасные работы, выполненные на профессиональном уровне, и что особенно ценно, они появились благодаря передаче секретов мастерства непосредственно от своей бабушки. Кропотливая, требуюшая усидчивости и терпеливости техника золотого шитья и плетения басонных изделий всегда считалась обязательной в воспитании и обучении молодых девушек.
Плетение циновок занимает значительное место в декоративном искусстве адыгов и проявляет особую преемственность и устойчивость художественных традиций. Циновка известна в адыгской культуре уже с эпохи неолита. Циновка являлась незаменимой и многофункциональной: она служила настенным и напольным украшением, ее стелили на кровать, дарили и включали в состав приданого, на ней совершали «намаз», на ней провожали в последний путь умершего, ее использовали в бурочном и войлочном производстве. Циновки и плетеные изделия из рогоза и соломы были тесно связаны с повседневным бытом и более других видов народного искусства отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения.
Устоявшаяся технология изготовления, четкость художественных средств декорирования, функциональность циновки позволили сохранить и пронести через сложные исторические периоды истории до наших дней это искусство. Подтверждением этому являются работы признанного мастера Гучева Замудина, который стоял у истоков возрождения этого вида прикладного искусства адыгов. Он довел плетение до уровня профессионального искусства. Его огромный труд по пропаганде и обучению детей искусству плетения из рогоза в течение двух десятков лет приносит заслуженные дивиденды в развитии и расцвете этого вида традиционного ремесла. Сегодня циновка занимает достойное место в современном интерьере, в фондах многих музеев и выставочных залов Кавказа хранятся работы Замудина Гучева.
 |
|
Адыги прекрасно владели выделкой кожи, из которой изготавливали седла и конское убранство, мужские пояса, чехлы для оружия, мужскую и женскую обувь, предметы военно-походной жизни и домашнего обихода. Тиснение по коже у адыгов имеет глубокие корни, подтверждением этому являются опубликованные и описанные луки, налучья, колчаны, гориты, датируемые VII - первой половиной X вв. н.э. Адыги использовали два способа тиснения: холодный и горячий, а также особо богатые изделия дополняли подкраской золотом. К большому сожалению, сегодня не приходится говорить о возрождении и развитии этого вида прикладного искусства, но некоторые попытки мастеров позволяют надеяться в будущем на появление интересных изделий.
Значительное место в современном прикладном искусстве адыгов занимает творчество Юрия Сташа - мастера-философа, пропагандиста, неутомимого талантливого художника, который образно синтезировал огромный пласт художественного творчества народа и создал новые по содержанию и вечные по красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических, эпических персонажей, многочисленные символические и декоративные панно, тематические композиции. Юрий Сташ одним из первых обратился к истокам декоративно-прикладного искусства адыгов, самостоятельно овладел техникой золотого шитья, аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал совершенно новый вид декоративного искусства.
Войлочные ковры являлись главным украшением интерьера. Классический адыгейский войлочный ковер окрашен в три цвета - черный, серый и белый. Древнейшим мотивом украшения ковров являются ромбы в сочетании черно-белого контраста на сером фоне. Орнаментальные элементы сочетаются в бесконечном разнообразии линейно-графических, тональных и цветовых композиций. Функциональное использование войлочных ковров в современном мире претерпело изменения, в связи с чем, производство технологически сложного войлока было отодвинуто временем. Надеемся, что Время будет способствовать возрождению этого вида художественного ремесла в декоративно-прикладном искусстве адыгов.
Инициатором комплексного возрождения всех традиционных адыгских ремесел, обучения молодых людей и привлечения мастеров со всего Кавказского региона, стала фирма «НАН», созданная Негучем Асланом и Хутыз Симой. Изучение традиционных технологий обработки дерева, которые они применяли при изготовлении трешоток, lанэ, детских люлек, а также разработка и внедрение в производство сувениров - кукол, панно, декоративных композиций стали главным результатом их творческого поиска. Фирма «НАН» очень плодотворно занимается изготовлением изделий с золотым шитьем, басонным плетением; они разработали и внедрили пошив комплекса национальной мужской, женской и детской одежды, украшенной эксклюзивной золотой вышивкой, галунами, басонными деталями, серебряными и позолоченными металлическими элементами одежды - поясами, газырями, нагрудниками, оружием. В планах фирмы возрождение керамического и гончарного ремесла.
 |
|
 |
|
Курек Марина Гиссовна
Научный сотрудник отдела этнологии
И народного искусства АРИГИ
Им. Т. Керашева
20 февраля 2007
Версия для печати