Культура регионов России
english на главную поиск
04 апреля 2006
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
" Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Республика Дагестан

Традиционная культура

Республика Дагестан. Флаг.
Декоративное искусство Дагестана.

Уникальное декоративно-прикладное искусство Дагестана отражает богатый духовный мир народов горного края, его связь с окружающей природой. Истоки традиционного народного искусства уходят в глубину веков.


Унцукуль

Унцукульские изделия.
Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек; тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.
Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород.
Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Если в конце XIX века рынком сбыта были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу.
object_76.1113303834.84133.jpg

В унцукульских изделиях орнамент играет чрезвычайно важную роль. Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко наунцукульском изделии присутствие древнего символа - солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены - это древняя традиция, распространенная в Дагестане. Так называемые, "кунацкие" комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили "Гран-При". Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках.
Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития. Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

Балхар

Балхарский кувшин.
Центрами производства керамики в Дагестане издавна считались аулы Балхар, Сулев-кент, Джули и Испик. Гончарство в этих центрах было основным занятием населения.
Наиболее самобытным, стабильно сохранившим традиции древнего мастерства, является гончарное производство в ауле Балхар. Там уже в начале нашей эры существовал гончарный промысел. В тектонике форм балхарской посуды, в расписном, налепном и прочерченном ее декоре можно проследить основные характерные черты складывавшиеся в дагестанской керамике на протяжении тысячелетий.
Балхарская керамика была распространена по всему Дагестану, даже там, где существовало свое гончарное производство. Изделия балхарок высоко ценили за качества им присущие: тонкостен-ность и при этом достаточную прочность, разнообразие форм, выработанных в полном соответствии с функциональным процессом, в котором эти изделия будут участвовать и, наконец, прекрасные декоративные свойства, отвечающие эстетическим понятиям горцев.
Балхарский кувшин.
Веками отточенная техника позволяет балхаркам создавать равномерно тонкие изделия, могущие противостоять внутренним напряжениям материала, возникающим во время сушки и обжига. Тонкостенными, а следовательно, легкими изделиями было удобно пользоваться в быту, что особенно важно для водоносных сосудов, которые в Балхаре достигают наибольшего объема (15-13 литров). Роспись изделий Балхара - явление самобытное и оригинальное. Это одно из их главных достоинств. Оно имеет в своей основе много общего с декором других видов дагестанских ремесел -резьбой по дереву, гравировкой по металлу, ювелирным делом и другими. Заслуживает внимания возрождение в Балхаре древней глиняной игрушки-скульптуры, которую создают сейчас мастера среднего и младшего поколения. Позднее, когда реализация балхарской керамики происходила уже организованным порядком, этот вид изделий был незаслуженно забыт. Ныне в Балхаре игрушка-скульптура восстановлена в своем статусе.

Кубачи

Корни кубачинского искусства представляются очень глубокими, так как уже с VI века искусство кубачинских мастеров было известно не только на Кавказе, но и в странах Ближнего Востока. Арабские источники еще в XII - XIV веках писали об этих местах, что лежит там легендарная "страна оружейников" Зирехгеран.
Кубачи.
По бронзовой утвари, серебряным украшениям, изготовлению кинжалов, мечей и шашек, можно судить о высоком профессиональном уровне кубачинских мастеров. Кубачинские ювелирные украшения прошли долгий и весьма сложный путь, прежде чем приобрести свое декоративное предназначение. Первоначально выполняя чисто практические функции в одежде, ювелирные изделия, с пониманием чувства красоты у человека, начинали выступать в ином качестве, в качестве украшений.
Особую славу кубачинские мастера приобретают в XIX веке. Это время, когда они производили парадное изысканное холодное оружие.
Кубачинское оружие.

Изделия кубачинских мастеров неоднократно экспонировались на международных выставках. Коллекции изделий, выполненных кубачинскими мастерами, представлены не только в отечественных музеях, но и за рубежом. Это музеи Франции, Англии, США и других стран. Художественный комбинат селения Кубачи вступил в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России», стал членом «Российской палаты высокохудожественных производств», «Гильдии ювелиров России», «Гильдии экспертов и оценщиков ювелирных изделий», «Московской торгово-промышленой палаты».

12 апреля 2005

Версия для печати Версия для печати

Республика Дагестан. Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Новости

Республика Дагестан
Международный день школьных библиотек
24 октября 2005 года впервые в городе Хасавюрт, Республика Дагестан, по инициативе сотрудников центральной городской библиотеки им. Р.Гамзатова отмечался Международный день...


Библиотеки

Республика Дагестан
Первая публичная библиотека в слободе Хасавюрт (с 1931 года - город Хасавюрт) открыта в 1921 году. В 1977 году была завершена...
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России Copyright 20032004 ФГУП ГИВЦ Роскультуры culturemap.ru