&..«Кабардинским песням свойственна особая поэтическая образность. Музыкальное строение этих песен обычно такое: старик запевала ведет весь рассказ певучим речитативом. а мужской хор из строфы в строфу вторит ему унисонным напевом без слов, но чрезвычайно музыкально, выразитель
Напев этот накрепко связан по выразительности с героическим, либо лирическим характером основной мелодии-речитатива. Солист сопровождает пение мимикой и жестами. Как бы рассказывая окружающим о событиях. Коих он был непосредственным свидетелем или участником, при этом почти непрерывно импровизирует новые музыкальные интонации в связи с развитием словесного рассказа. Редко удается записать устойчивый вариант запева. В большинстве случаев певучий речитатив понемногу переходит в почти речевую декламацию, сохраняя лишь повторность музыкального метра и ритма, и только унисонный хор строго ведет свой напев до конца песни.
По содержанию песни этого типа можно разделить на несколько видов:
1.Древнейшие легенды о языческих божествах и титанах: «пишмазитха» - лесной царь, «тхашуб» - замечательный вариант Прометея (тоже богоборец, похитивший огонь с неба и прикованный за это к неприступной стене на вершине Эльбруса. Великий «Тха» неизменно губит смельчаков, пытающихся взойти на Эльбрус и освободить титана.
2.Богатырские песни о героях «нартах» - и их вечных врагах «эмеченах» («инак» - балкарское наименование великана). Излюбленными героями этих песен являются нарт Сосруко и его мачеха Сатиней. Нартский эпос распространен далеко за пределами Кабарды. Он встречается у черкесов, адыгов, осетин, абхазцев, сванов и других этносов.
Воинственные песни, из которых наиболее популярны кундетские.
К ним примыкают песни о князьях, называемые по имени этих князей: «Кучук-ужи», «Тахтамышев», «Шогяшов-ужи» (Хесинж) и др. Две песни этого цикла «Каледес» - о войне карахалка с князьями и знаменитая «гыбза» - печальная надгробная песня о неуязвимом Андемыркане, погубленном хитростью и коварством изменившего друга.
4. Песни о женщинах и девушках, об их печальной судьбе: «Гаушагих», «Хомсад», «Ханифа», «Хасес» и др.
Хоровые партии этих песен чрезвычайно разнообразны от ритмически чередующихся на малой терции двух звуков («Сосруко» до величественной хоральной мелодии «гыбзы» об Андемыркане.
Одной из важнейших групп народной кабардинской музыки является музыка танцевальная. При исключительной любви кабардинцев к танцу этому не приходится удивляться: мелодии «каф», «уджей», «исламбеев» насчитываются сотнями. Слово «кафа» по - кабардински означает танец вообще, но этим именем зовется лишь определенный танец (одинаковый у кабардинцев и балкарцев). Кафа обязательно сопровождается особым ударным инструментом «пхацыч» ( от кабардинского слова «пха» - дерево), представляющим собой связку чинарных пластинок, дробно щелкающих в такт танца вместе с десятками ладоней зрителей.
Старинные кафы часто сопровождались хоровым пением, в песне при этом рассказывалась какая-нибудь забавная история о разборчмвой невесте (Кара-Камыль) или о том, как нерадивый хозяин, позвав гостя угощал его пловом из вороны (Енукой). Обычно такие кафы носят имена селений, где якобы произошла рассказываемая история.
Одна замечательная мелодия кафы «Жан-кдеш», начиналась широким торжественным вступлением, исполнявшимся при выходе княгини с угощением для почетных гостей.
Музыка кафы по ритму и темпу близка к лезгинке и исполняется на диатонической гармонике с неизменным сопровождением «пхацыч»&
Из статьи «Музыка и танец Кабарды» журнал «Народное творчество Вып.6 1937г.
28 ноября 2005
Версия для печати