Циновки издревле использовались в домах кабардинцев, черкесов и адыгов. На циновке рождались дети, делали свои первые шаги. По традиции невеста должна была до свадьбы сделать три циновки для приданого. На циновку ставили невесту при первой встрече со свекровью. Они же являлись необходимым атрибутом обряда погребения. Сплетенные умелыми и заботливыми руками мастериц циновки становились удобной и красивой вещью, необходимой в доме. Ночью ее стелили на постель, днем она служила декоративным ковриком. На специальных циновках раскладывалось тесто для лепешек.
 |
|
Постепенно из предмета домашнего обихода циновка стала декоративным элементом современного интерьера. Их орнаментальный узор и теплый золотистый цвет завораживает. Рогоза (куга) из которой выполнены циновки болотная трава природный материал, который всегда под рукой. Заготавливать его полагается в июне (до цветения). Важное значение имеет правильный выбор длины или толщины волокна и метод его обработки. Если кугу сушить в тени и прохладном месте она сохраняет своей природный зеленый цвет. Просушенная под солнцем становится светло-охристой или почти белой с чуть желтоватым оттенком. Просушенную кугу опускают в ручей и под грузом выдерживают 5-7 дней, в результате чего получается темно-охристый цвет, используемый для плетения орнамента. Замачивание материала в яме с корой дуба и ольховыми ветками дает темно-коричневый цвет.
Мастерицы работали без образца, по памяти создавая рисунок, путем изменения цвета плетения или вводя окрашенный материал.
В качестве орнамента выступали геометрические фигуры, фамильные знаки-тамга, стилизованные изображения животных и предметов. Каждый орнамент несет определенную энергию, играет какую-то роль.
Мастеров по плетению циновок сегодня мало.
Огромный вклад в дело возрождения древнейшего искусства внес Замудин Гучев, признанный авторитет по народным ремеслам, известный на Кавказе исследователь, участник многих этнографических экспедиций, собравший богатейший материал. В 1990 году была издана его книга «Искусство адыгской циновки».
В Майкопе находится возглавляемая им музейная мастерская, где мастер передает своим ученикам свои знания и опыт.
Литература
1.Музей-мастерская Замудина Гучева. Буклет. Майкоп РИПО «Адыгея».
2.«Циновки адыгов» Сость. А.Г.Кушу.Адыгейское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
3.Фролова Е.Н. Чистый источник. М.: Мол. Гвардия, 1990г.
08 сентября 2005
Версия для печати
|
|
Промыслы и ремёсла адыгского народа
|
Народное искусство - это творчество, определяемое исторической памятью, связывающее прошлое с настоящим; это - художественная традиция и преемственность, декоративность и утилитарность;... [
далее]