|
|
Ювелирное искусство Татарстана |
Путь развития татарского ювелирного искусства был непрост. В основе его лежат традиции творчества мастеров-ювелиров Казанского ханства, в свою очередь опиравшихся на художественное наследие Волжской Булгарии.
Белязеки-браслеты. Конец XIX - начало XX века.
Живая приемственность прослеживается и в выборе материалов, и в особенной склонности к инкрустации металлических изделий самоцветами, и в технике исполнения, и в цветочном и каллиграфическом орнаменте, и в формах и назначении ювелирных украшений.
Примерно до конца ХVШ века ювелирное искусство, в основном не выходило за пределы устойчивой традиционной основы. На рубеже ХVШ Х1Х веков происходят некоторые стилевые изменения, активизация самостоятельных творческих поисков татарских ювелиров, повышение внимания к рациональной целесообразности конструкции изделия, четкости орнаментальных ритмов, присущих русскому классицизму.
Высокого расцвета татарское ювелирное искусство достигает к середине Х1Х века. Изделия этого времени нарядно декоративны, жизнерадостны, празднично торжественны, инкрустированы цветным граненым стеклом и самоцветами.
К концу Х1Х началу ХХ века в татарском ювелирном искусстве проступают первые признаки приближающегося кризиса. Утрачивается чистота стиля, возникает перегруженность декором или, наоборот, чувствуется налет упрощенчества. Некоторые традиционные формы женских украшений (например, воротниковая застежка яка чылбары постепенно исчезают из быта казанских татар, уступая место брошкам и ожерельям.
Ювелирным искусством занималось мужское население Татарской слободы и аулов Заказанья, а наиболее крупным центром развития ювелирного дела являлась Казань, где большинство ремесленников проживало в Ново-татарской слободе.
Алка-серьги. Начало ХХ века.
Основным материалом татарских ювелирных изделий служило серебро, а также металлические сплавы с определенной долей серебра. Для инкрустации использовались драгоценные и полудрагоценные камни и минералы широкой цветовой гаммы: бирюза, сердолик, топаз, яшма, аквамарин, янтарь, малахит, хризолит, реже - жемчуг, кораллы, рубины Камни обычно покупались гранеными или полированными на Урале. Татарские ювелиры виртуозно владели приемами обработки металла. Татарская скань образует тончайший графический узор. Изделие производит впечатление ажурной легкости. Высшим достижением ювелирной техники является бугорчатая скань. Это уникальное достояние татарского народа, в творчестве других народов в Х1Х веке не встречающееся. Каждый завиток орнамента рельефно поднимается, заканчиваясь завитком тончайшей серебряной проволоки.
Основной продукцией татарских ювелиров были женские украшения, основные типы которых были закреплены прочной традицией и определялись особенностями национального костюма. Украшения делились на головные, наручные и шейно-нагрудные. Исходным модулем всех типов украшений служила бляха, по понятиям казанских татар служившая оберегом.
Среди головных украшений особый интерес представляла чулпа звенящая подвеска, которая вплеталась в косу при помощи прикрепляемой к верхнему концу тесьмы. Чулпы накосники при ходьбе издавали мелодичный звон.
Неповторимой оригинальностью отличалось изю женское нагрудное украшение на матерчатой (плотной холщовой) основе лопатообразной формы. богато украшавшееся нашитыми на ткань бляхами, филигранными пуговицами, серебряными монетвми и позументом. Украшение является изящным декоративным компонентом костюма казанских татарок.
Не менее оригинальной по своей форме была перевязь хаситэ, нагрудное украшение на цветной матерчатой основе, на которую нашивались, часто в несколько рядов ленты позументом и ювелирные изделия бляхи, пуговицы. Монеты, бусинки, жемчужины и т.п. Хаситэ надевали через левое плечо под правую руку. С нижней стороны, идущей под руку к хаситэ привешивался миниатюрный коран в серебряном футляре.
По материалам книги С.М. Червонная "Искусство Татарии", Москва, Из-во "Искусство" 1987г.
16 июня 2005
Версия для печати