|
|
Покрывала в женском головном уборе татарского народного костюма |
Покрывало является важной составной частью традиционного женского головного убора татар-мусульман. В зависимости от принадлежности к той или иной территориальной группе и времени бытования покрывала платки имеют различные формы (полотенцеобразные, треугольные, квадратные и др.).
 |
|
К полотенцеобразным покрывалам относятся тастары Окско-Сурского бассейна (касимовских татар, мишарей и молькеевских кряшен). Ранние экземпляры сельских тастаров представляют белое самотканое полотно, длиной до 2 м и шириной около 40 см. Они состоят из основной части, которой покрывалась голова женщины, и украшенных концов (или одного украшенного конца), которые спускались на спину. С двух сторон, по всей длине тастара, проходит красная кайма. В способах украшения концов тастара и их узорах заметны территориальные особенности. Так, тастар касимовских татар отличают плотные многоцветные тамбурные (растительные) узоры. На тастарах мишарей Пензенской губернии узоры геометрические, выполненные в технике счетной вышивки «цветная перевить». Тастар сергачских мишарей отличает «лоскутный» узор, молькеевских кряшен многоцветные мелкие тканые узоры, выполненные способом «выборной» техники.
Своеобразны тастары астраханских татар, сшитые из белой, нередко ажурной ткани.
К серии больших покрывал относятся и треугольные покрывала казанских татар. Этот вид покрывал бытовал в городах среди мусульманской части татарского населения Казанской и Вятской губерний. Носили его в основном пожилые женщины. Покрывало представляло собой треугольную косынку с вышивкой на острых углах, выполненная тонкими шелковыми нитками в технике глади. Длинная сторона косынки в средней части слегка стянута, благодаря чему покрывало хорошо облегает голову вокруг лица. К налобной части косынки с наружной стороны прикреплялся налобник (битлек) из позумента в форме повязки. При выходе из дома острые углы косынки закладывались вовнутрь.
Другая разновидность треугольных покрывал (кыекча), не имеющая вышивки, имела широкое распространение среди татарского (мусульманского) населения Мамадышского, Лаишевского уездов Казанской, Мензелинского, Бирского, Белебеевского уездов Уфимской, Бузулукского уезда Самарской, оренбургского и Орского уездов Оренбургской губерний.
До наших дней сохраняется традиция ношения женщинами старшего возраста белых, треугольной формы покрывал, чаще всего это ажурные трикотажные платки.
В конце Х1Х начале ХХ вв. в районах Предволжья и Заказанья в качестве покрывала молодых женщин использовали яркие фабричные платки больших размеров. К одному из краев платка, который должен ложиться на голову, с нижней стороны пришивалась небольшая прямоугольная подкладка, к ее концам прикреплялась подборочная тесьма сагалдырык, украшенная рядом мелких монет.
На значительной территории Приуралья и Зауралья в качестве покрывала молодых женщин использовались два неразрезанных, фабричных платка, которые полностью скрывали фигуру женщины. Подбородочная тесьма таких платков ушита 2-3 рядами монет, имеются околоушные подвески (чук).
Из книги Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда». Казань 1997г.
22 июня 2005
Версия для печати