Культура регионов России
  на главную поиск
16 февраля 2009
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
" Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Пермский край

Традиционная культура

Пермский край. Флаг.
Говоры русских Прикамья

Русские говоры, сложившиеся в Прикамье, обычно называют пермскими говорами. Особенности формирования русских Прикамья, их взаимодействие с финно-угорскими и тюркскими народами определили их специфику.

object_13.1213621711.32522.jpg
Достаточно емкую характеристику русской диалектной речи нашего региона дал В.И. Даль: "Пермская губерния по наречию западною частию своею вполне принадлежит Вятке, северною сближается с Архангельском (по рекам Колве, Вишере), южною – к смеси северного и восточного говорам...". Современные исследования также показывают, что преобладающим в Прикамье стал северно-русский диалект с чертами новгородских, вологодско-вятских и архангельских наречий.
Значительность территории Пермского края, особенности формирования населения того или иного района, его взаимодействие с соседями привели к тому, что пермские говоры не едины, на каждой территории возникали и развивались свои особенности. Лингвистами до настоящего времени не предложено классификации и четких ареалов распространения того или иного говора.
Среди старожильческих говоров выделяют чердынские, Соликамские, кунгурские, осинские. В то же время существуют и другие, более дробные классификации. Так, в Северном Прикамье выделяют пять говоров – гаинские, нижневишерско-колвинские, юрлинские, верхневишерско-язьвинские, Соликамские, в Среднем Прикамье – чусовские и обвинские, в Южном Прикамье – кунгурские и осинские.
object_53.1213621711.4334.jpg
Каждый из говоров отличают специфика лексического состава, фонетические, морфологические, синтаксические особенности. Фонетические особенности пермских говоров проявляются прежде всего в полном "оканье", что подтверждает их севернорусскую основу ("А мы когды-ко ходили с мамой по ягоды, по морошку..."). Характерны для русской речи Прикамья "еканье" ("шешнацети меня годов взамуж отдали...", "сколько снопов навезала"), "ёканье" ("за плуг-от дёржацца", "свадьба будёт"), произношение "и" на месте старого "ять" между мягкими согласными (нидиля, сосиди, ричка, симя, мидвидь). Кроме того, можно отметить полное или частичное отсутствие мягких шипящих "ж" и "ш" (холшовое, дожжыт, женьшына, мушшына, ежжай), "цоканье-чоканье" ("а нонце не умиют их петь-то...", "я колды-ко виньцялася...", "...колокольча брякают", "...земляничу, черничу собирали", "вдовеч-молодеч"), произношение мягкого "р" перед задненёбными согласными ("...коноплё дерьгали", "Велик Четверьк").
Из синтаксических особенностей лингвисты отмечают активное использование слов "дак" и "да" в роли союзов ("дак где я возьму хлеб-от, нету его дак"), обилие постпозитивных частиц -то/-та/-те/-ту, как правило, согласованных со словами ("ветки-те хлопнули", "...раньше меленки-те таки-те электрически-те не были") и более свободный, чем в литературном языке, порядок слов.
object_43.1213621711.58145.jpg
В пермских говорах сохраняются и некоторые архаичные черты, нередко утраченные литературным языком и диалектами других территорий, как, например, остатки двойственного числа ("походим с писнима, выйдут с иконымя, под черёмухима"), сохранение очень древней глагольной основы в инфинитиве (берегчи, стерегчи, пекчи, волокчи).
В Чернушинском, Октябрьском, Бардымском, Уинском, Куединском районах, формирование населения отдельных ареалов которых происходило значительно позднее, в XIX веке, сохраняются говоры, перенесенные переселенцами с прежней территории своего проживания – из Вятской, Нижегородской, Казанской, Костромской губерний. Так, группа деревень в Куединском районе, ведущая свое происхождение с переселенцев Казанской и Нижегородской губерний, продолжает сохранять яркие фонетические и лексические особенности поволжской речи. Например, употребляют такие слова, как тябло – божница, горней – название одного из этапов свадебного обряда, мышки – лямки у сарафана и т. д., сохраняют нехарактерное для большей части пермских говоров "аканье" ("раньше многа сварьбешных песен пели, долга жених не едет, делать нечева"; "Да за сталами-те за дубовами, да за скатерками шитыми, бранами, да я спала-та, млада, высыпалыса, да я ждала, дажидалыса").
object_22.1213621711.73369.jpg
Одной из особенностей пермских говоров является активное взаимодействие с языками соседнего населения: коми-пермяцким, мансийским, татарским. Наиболее активно шло в Прикамье, особенно в северных его районах, взаимодействие с коми-пермяцким языком. Так, в юрлинском говоре коми-пермяцкое происхождение имеют, например, такие диалектные слова: бобгать – ворчать, недовольно бормотать (ср. коми-перм. бобгыны); кажгать – скрипеть (ср. коми-перм. кажгыны – хрустеть), номыр – о маленьком ребенке (ср. коми-перм. номыр – червяк); вежанька – крестная (ср. коми-перм. вежань – крестная). В местах активных межэтнических контактов происходили не только лексические заимствования, но и синтаксические, а также шло активное восприятие фонетических особенностей речи соседних народов. В русских говорах Коми-Пермяцкого округа наблюдается сложившаяся под влиянием коми-пермяцкого языка активная замена звуков "ф" и "х" на "к", "ф" на "п", например в словах козяин (хозяин), куфайка (фуфайка), крам (храм), греки (грехи). Схожую картину исследователи отмечают в верхневишерских говорах, активно взаимодействовавших с мансийским языком. Так, особенности произношения некоторых слов на Вишере: робьята, мьясо, жеребьенок – объясняются влиянием фонетики мансийского языка.
Влияние на русские говоры Прикамья оказал и татарский язык, прежде всего в лексике, целый пласт русской диалектной лексики Прикамья имеет тюркское происхождение. Больше всего заимствованной лексики в русских диалектах соотносится с предметами материальной культуры, и хозяйственной деятельностью: сакма – конопляная веревка, сабан – разновидность плуга (от татарского сабан – плуг), баганы – стожары стога (от татарского багана – столб), курган, клуган – кувшин (от татарского кумган – кувшин). Известны и другие лексические группы заимствований, топонимическая лексика: арёма – труднопроходимые заросли кустарников (от татарского эрэме – низкое место в пойме реки, поросшее мелким кустарником), урман – смешанный лес, темный густой лес (от татарского урман – лес). Диалектная лексика Прикамья отражена в нескольких словарях: двухтомном "Словаре пермских говоров" и "Словаре русских говоров Соликамского района", подготовленных лингвистами Пермского государственного педагогического университета. Кроме того, ученые Пермского государственного университета завершают работу над последним, шестым выпуском "Словаря говоров деревни Акчим Красновишерского района Пермской области".

(c) Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007

16 июня 2008

Версия для печати Версия для печати

Остальные документы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Домашняя утварь и кухня коми-пермяков

Для приготовления, хранения, потребления пищи коми-пермяки пользовались разнообразной утварью, большей частью изготавливаемой самими крестьянами. [далее]

Домашняя утварь и кухня марийцев Прикамья

Для приготовления, потребления и хранения пищи марийцы пользовались разнообразной утварью: деревянной, глиняной, железной. Основная часть пищи готовилась в печи в глиняных... [далее]

Домашняя утварь и кухня русских Прикамья

Русские крестьяне пользовались разнообразной деревянной (бондарной, долбленой, точеной), плетеной и керамической посудой, которая по преимуществу производилась ими самими. Большую часть пищи... [далее]

Домашняя утварь и кухня татар и башкир Пермского края

Традиционная утварь пермских татар и башкир в общих чертах была схожа с той, которой пользовались и в других районах Приуралья. Большая... [далее]

Домашняя утварь и кухня удмуртов Прикамья

Основная часть пищи у удмуртов приготовлялась в котле пурты, вмазанном в печь, под которым находился дополнительный очаг учöг. В котле готовили... [далее]

Духовная культура манси Прикамья

Духовная культура чусовских и вишерских манси остается менее всего исследованной. В конце XIX – начале XX в. манси были православными. [далее]

Календарные праздники и обряды коми-пермяков

Одним из интереснейших комплексов в традиционной культуре коми-пермяков являются календарные праздники и обряды. Основой народного календаря коми-пермяков был церковный календарь. [далее]

Календарные праздники и обряды марийцев Прикамья

Начало нового земледельческого года у марийцев, как и у многих других народов Поволжья и Приуралья, связывалось с празднованием Великого дня Куэче... [далее]
Пермский край. Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Пермский край

Люди
Андрей Воронихин
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.


Пермский край

Города и веси
Кудымкар
На древней земле Пармы издавна проживают коми-пермяки, имеющие богатое историческое прошлое. Прошлое – это события, повлиявшие на ход истории развития народа...
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России Copyright 20032004 ФГУП ГИВЦ Роскультуры culturemap.ru