Гармонный промысел составил славу и гордость Саратова, но он не имел значительного распространения, так как относился, по словам земских исследователей, к числу «удовлетворяющих менее настоятельные потребности населения». Однако к началу ХХ века в губернии работало около 40 кустарей-гармонщиков, что было не так уж мало.
Главным центром промысла являлся Саратов, где уже с 60-х годов Х1Х века мастера, занимавшиеся ремонтом привозных гармоник, начали изготавливать и свои музыкальные инструменты, постоянно совершенствуя их
музыкальные инструменты, постоянно совершенствуя их музыкальные возможности и внешний вид. Га дорогих, выполненных на заказ гармониках, появились два колокольчика, звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента, давших саратовской гармонике неповторимый голос. Украшали музыкальные инструменты деревянной резьбой, разными мельхиоровыми накладками, бархатом и кожей.
Изготавливали гармоники в небольших кустарных мастерских, где основные операции выполнял сам мастер, помогали же ему подмастерье и ученики. В Саратове работали 8 таких мастерских и несколько одиночек кустарей -гармонщиков.
Широкую известность получили такие талантливые мастера саратовской гармоники, как Я.Г.Корелин, Д.Е.Жарков, заказы которым приходили из многих волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России.
В 80-х годах прошлого века появляются мастера-гармонщики в уездных городах: Вольске, Хвалынске. Среди них наибольшую известность получили вольчане П.Ф.Казачков и И.М.Рыжаков. Работали кустари-гармонщики и в некоторых селах губернии. Например, житель с Синенькие Саратовского уезда на местной выставке 1893 года экспонировал гармонику, оцененную в 25 рублей.
В 20-е годы нашего века славились гармоники работы М.С.Темякова, М.Л.Корелина, К.И.Артемьева, В.П.Ремизова. Стоила в это время заказная гармонь до 75 рублей. Примерно в 2 раза дороже коровы. Некоторые мастера -гармонщики имели право на личное клеймо, которое ставили на внутренней и наружной поверхности инструмента. Благодаря этому и сегодня их изделия легко узнаваемы.
В фондах Саратовского музея краеведения хранятся гармоники Д.Жаркова, М.Корелина, М.Темякова.
В конце 20-х годов кустарей-гармонщиков объединили в артель «Саратовская гармонь», которой в 40-е годы нашли более простое и ни о чем не говорящее название «Музыка».
В 40 50-е годы саратовские гармоники изготавливали такие талантливые мастера, как Алферов, Комаров, Смолин.
Дальнейший путь гармонной артели представляет собой длинную цепь реорганизаций и переподчинений, что наряду с отсутствием качественно сырья и другими проблемами отрицательно сказалось на развитии этого уникального производства.
30 мая 2005
Версия для печати