Народ мари (в международной научной традиции сохранилось и прежнее официальное название черемисы) относятся к коренному населению лесной зоны Восточно-Европейской равнины. Он проживает в основном на берегах реки Волги в среднем ее течении, захватывая небольшую территорию на правобережье близ устья реки Суры, а главным образом по левобережным притокам Волги Ветлуге, Большой и Малой Кокшагам, Илети, а также в среднем и нижнем течении реки Вятки.
Здесь на его исторической прародине расположена Республика Марий Эл. В этом регионе ареал марийского населения охватывает также северо-восточные районы Нижегородской области, южные районы Кировской области.
На этой своей исконной территории марийцы состоят из двух субэтносов, отличающихся своими языковыми и культур-ными особенностями: горные мари проживают в основном на правом («горном») берегу Волги, а также в левобере-жье в западной части Марийской республики с прилегающими районами Кировской и Нижегородской областей; луговые мари проживают в центральной и восточной частях республики и прилегающих районах Кировской области и Татарстана.
Есть этнографические группы, переходные между этими субэтносами. Кроме того, значительная часть народа (этнографическая группа восточных мари) проживает к востоку от реки Вятки до предгорий Урала, в бассейне реки средней Камы, особенно по рекам Иж, Белая, Уфа. Географически это северо-западные рай-оны Башкирии, северо-восточные районы Татарстана, южные границы Удмуртии, Екатеринбургской и Пермской областей.
В расовом отношении марийцы относятся к субуральскому типу уральской малой расы, сочетающей европейские и монголоидные черты.
Большинство марийцев считается православными христианами, не менее одной четверти придерживаются дохри-стианских языческих верований. При этом, считающиеся христианами фактически являются двоеверами, для многих из марийцев вообще характерна приверженность к язычеству.
Формирование марийского этноса происходило в Среднем Поволжье в первые века нашей эры и завершилось в V1 VП веках. В последующем марийцы постепенно заселяли Ветлужско-Вятское междуречье. Финно-угорские тра-диции стали обогащаться элементами культуры других народов. С 1Х Х1 вв. начали проявляться специфические черты диалектных и этнографических групп горных и луговых с некоторыми локальными вариантами. В ХП ХШ вв. происходило перемещение части мерян на этническую территорию народа мари, сопровождавшееся их ассимиляцией. На севере и западе марийцы вступали в тесное взаимодействие с русскими, а на юге с тюркскими народами. Взаимо-отношения с ними складывались не всегда мирные, но, тем не менее, взаимное обогащение языка и культуры проис-ходило постоянно.Несмотря на зависимое от хазарского каганата, Булгарского государства, а затем, Золотой Орды и Казанского хан-ства положение, марийцы предпринимали немало усилий для достижения своей независимости: возводили укреплен-ные городища, совершали военные набеги на соседние территории.
Однако они не сумели сформировать свою государственность и сохранить территориальное единство. Разобщен-ность между отдельными ареалами расселения все более усиливалась. Это наиболее отчетливо проявилось во время противостояния Московского государства и Казанского ханства. Марийцы оказались разъединенными между враждую-щими сторонами, а после покорения Казани в ходе тридцатилетних «черемисских войн» в отдельных случаях горные и луговые мари противостояли друг другу.
Жестокое подавление и преследование участников национально-освободительной борьбы (луговых мари), строитель-ство городов, монастырей и заселение русскими марийских земель вызвали начало миграции марийцев в Прикамье и Приуралье. Отток населения не прерывался в последующее время, достигнув своего апогея в первой половине ХVIII века. Так сформировалась этнографическая группа восточных мари с более заметными заимствованиями татарско-башкирских элементов языка и культуры.
По материалам: «Марийский мир». Проблемы национального, социально-экономического и культурного развития марийского народа. Йошкар-Ола, 2000г
25 октября 2005
Версия для печати