Музыкальный инструментарий народа мари представлен довольно широким кругом всевозможных инструментов. Это шиялтыш (свистковая флейта), волынка, глиняная свистулька, скрипка, гусли, барабан, праздничная труба.
Гусляры в прошлом были гордостью народа мари. Ныне в быт прочно вошли хроматические гармоники и баяны. Распространенные в недалеком прошлом (до 60-х годов) русские балалайки, как вид музыкального сопровождения (чаще плясок) в наши дни сохранился очень мало. Еще реже можно встретить марла гармонь (марийскую гармонь). Хроматическая гармонь, а впоследствии и баян внесли в сопровождение простых мелодий нечто новое: появилась свежая орнаментальность и ритмическое разнообразие.
Начало систематическому изучению марийской народной музыки положил В.М.Васильев (1883 и 1961), которому суждено было стать первым во многих областях науки о марийцах языкознании, этнографии, истории фольклора (в том числе музыкального). В 1908 году В.Васильев молодой выпускник регентских курсов при Казанском отделении РМО уже публикует одну из своих наиболее глубоких по тому времени и ориентированную на песни восточных мари статью «О характере и строе черемисских песен».
С 1907 года В.Васильев начинает издавать в Казани альманах «Марла календарь» («Марийский календарь») и в номере за 1908-1909 годы публикует более 30 народных песен и инструментальных наигрышей, вошедших впоследствии в его сборники. Из 33 примеров 26 принадлежит восточным мари, в том числе пять песен елабужским.
По материалам книги О.Герасимова «Музыкальный фольклор елабужских мари». Йошкар-Ола. 1997г.
25 октября 2005
Версия для печати