|
|
Анатолий Чехлов - Краски Шушенской земли |
Любовь к искусству - главное, что помогает художнику переносить все трудности судьбы. Ею Анатолий Чехлов одарен сполна. Это осознаешь тогда, когда возвращаешься во времена его юности и тогда, когда соприкасаешься с порой его зрелости.
Становится понятным, как внутренне сохранял он равновесие, когда был выхвачен из стен художественного училища для службы в рядах Советской Армии. Позже он, горожанин, к этому времени уже дважды художник, потому что состоял в творческом Союзе журналистов и был, что называется, «художником слова», а потом, получив диплом об окончании
художественного училища, спокойно оставил городскую квартиру и уехал по распределению в Шу-Шу-Шу, как любил называть село Владимир Ильич Ульянов (Ленин), отметивший в свое время, что в верстах пятидесяти отсюда -горы, на которые смотришь так же, как из Женевы на Монблан. Звездный час знаменитой в советологии «Швейцарии» к моменту приезда художника только приближался к своему апогею. «По Ленинскому пути» он шел вместе с идущими по нему, но мыслил иными категориями и жил другими ценностями, непреходящими. Работая директором художественной школы, он учит детей видеть вокруг красоту, которая не может быть надуманной, притворной, зависимой от политической атмосферы.
 |
|
Красота природы в любом состоянии погоды и времени года вызывает в душе трепетной восторженные эмоции, облекающиеся в художественные образы. И у Анатолия Чехлова на протяжении вот уже трех с половиной десятилетий сохраняется в душе повышенная чувствительность к красоте, переполняющая ее, принимающая поэтическую форму, рождающая выразительные строки, живописные пейзажи.
У него редчайший дар выразить себя сполна, любым средством - цветом, словом, звуком. Он занимался музыкой, но она не стала главной в его творчестве. Известно, что английский художник Гейнсборо играл на пяти инструментах, и иногда казалось, что музыка его основное занятие, а живопись утеха. Чехлов имеет в мастерской четыре печатные машинки и на продолжительный отдых обязательно берет одну из них и этюдник. Он автор маленьких новелл, литературных миниатюр и многочисленных пейзажей. Кого в нем больше - живописца или писателя, сказать трудно.
 |
|
Живопись называют сестрой поэзии, рожденные одним творцом, они, что называется, единокровные сестры, в них много родственного. Его новеллы очень живописны, а пейзажи - поэтичны. В колорите многих его картин - настоящая музыка цвета. Увлечение в свое время музыкой сделало его по-особому восприимчивым к ритму и к цветовой гармонии, что заметно во многих его картинах, и среди них «Луна над Шушью», которую можно считать виртуозным цветовым ноктюрном. Утонченная тональная проработка легкой россыпью красочного мазка (allegro assai - очень легко, подвижно) присуща его полотнам "Лето", "Светлый май", "Ивановский пруд", перламутровые оттенки бирюзово-зеленоватых тонов последнего дышат прохладой. Прекрасны его осенние мотивы «Корниловский пруд», «Начало сентября», «Теплое озеро», «Ранний снег на реке Оя» с золотом листвы то звонким и упругим, то разомлевшим от зноя, то пожухшим и озябшим. Привлекательны в «подвенечном» убранстве его «Деревеньки». В своих картинах он продолжает традицию реалистического изображения окружающего мира/ присущую русской пейзажной живописи и сибирской школе, основоположником которой в Красноярске был Д.И. Каратанов.
 |
|
Анатолий Чехлов - лирик в своих творениях. И ему труднее всего, когда «физики» тяжестью своего «механического сердца» надвигаются на его утонченный внутренний мир. Свои мысли и переживания, возникшие от этих столкновений, он вкладывает в картины-метафоры, образы-символы, наполненные экспрессией и протестом. Его писательский дар проявляется в картинах «Бомжи», «Теща», отличающихся особой выразительностью, смелостью и новизной художественных средств. Об издержках научно-технического прогресса автор рассуждает языком интеллектуальной живописи своего времени, заставляя зрителя прежде всего мыслить, понимать, а потом чувствовать, призывая тем самым любить и беречь то, что служит художнику источником вдохновения.
Встреча с его творчеством - приятный бальзам для души человека, а четыре сотни сердец, раскрывшихся для восприятия прекрасного в художественной школе, которой он руководит и где преподает на протяжении тридцати пяти лет - поистине гражданский подвиг.
Любовь Шаповалова
Искусствовед
02 февраля 2007
Версия для печати