Культура регионов России
  на главную поиск
02 ноября 2009
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
" Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Красноярский край

Люди

Красноярский край. Флаг.
Анатолий Чехлов - Краски Шушенской земли

Любовь к искусству - главное, что помогает художнику переносить все трудности судьбы. Ею Анатолий Чехлов одарен сполна. Это осознаешь тогда, когда возвращаешься во времена его юности и тогда, когда соприкасаешься с порой его зрелости.

Анатолий Чехлов на этюдах
Становится понятным, как внутренне сохранял он равновесие, когда был выхвачен из стен художественного училища для службы в рядах Советской Армии. Позже он, горожанин, к этому времени уже дважды художник, потому что состоял в творческом Союзе журналистов и был, что называется, «художником слова», а потом, получив диплом об окончании
художественного училища, спокойно оставил городскую квартиру и уехал по распределению в Шу-Шу-Шу, как любил называть село Владимир Ильич Ульянов (Ленин), отметивший в свое время, что в верстах пятидесяти отсюда -горы, на которые смотришь так же, как из Женевы на Монблан. Звездный час знаменитой в советологии «Швейцарии» к моменту приезда художника только приближался к своему апогею. «По Ленинскому пути» он шел вместе с идущими по нему, но мыслил иными категориями и жил другими ценностями, непреходящими. Работая директором художественной школы, он учит детей видеть вокруг красоту, которая не может быть надуманной, притворной, зависимой от политической атмосферы.
Шушенское конца XIX века. 1991г.
Красота природы в любом состоянии погоды и времени года вызывает в душе трепетной восторженные эмоции, облекающиеся в художественные образы. И у Анатолия Чехлова на протяжении вот уже трех с половиной десятилетий сохраняется в душе повышенная чувствительность к красоте, переполняющая ее, принимающая поэтическую форму, рождающая выразительные строки, живописные пейзажи.
У него редчайший дар выразить себя сполна, любым средством - цветом, словом, звуком. Он занимался музыкой, но она не стала главной в его творчестве. Известно, что английский художник Гейнсборо играл на пяти инструментах, и иногда казалось, что музыка его основное занятие, а живопись утеха. Чехлов имеет в мастерской четыре печатные машинки и на продолжительный отдых обязательно берет одну из них и этюдник. Он автор маленьких новелл, литературных миниатюр и многочисленных пейзажей. Кого в нем больше - живописца или писателя, сказать трудно.
На озере. 1994г.
Живопись называют сестрой поэзии, рожденные одним творцом, они, что называется, единокровные сестры, в них много родственного. Его новеллы очень живописны, а пейзажи - поэтичны. В колорите многих его картин - настоящая музыка цвета. Увлечение в свое время музыкой сделало его по-особому восприимчивым к ритму и к цветовой гармонии, что заметно во многих его картинах, и среди них «Луна над Шушью», которую можно считать виртуозным цветовым ноктюрном. Утонченная тональная проработка легкой россыпью красочного мазка (allegro assai - очень легко, подвижно) присуща его полотнам "Лето", "Светлый май", "Ивановский пруд", перламутровые оттенки бирюзово-зеленоватых тонов последнего дышат прохладой. Прекрасны его осенние мотивы «Корниловский пруд», «Начало сентября», «Теплое озеро», «Ранний снег на реке Оя» с золотом листвы то звонким и упругим, то разомлевшим от зноя, то пожухшим и озябшим. Привлекательны в «подвенечном» убранстве его «Деревеньки». В своих картинах он продолжает традицию реалистического изображения окружающего мира/ присущую русской пейзажной живописи и сибирской школе, основоположником которой в Красноярске был Д.И. Каратанов.
Шушенское. Кабак конца XIX века. 1989г.
Анатолий Чехлов - лирик в своих творениях. И ему труднее всего, когда «физики» тяжестью своего «механического сердца» надвигаются на его утонченный внутренний мир. Свои мысли и переживания, возникшие от этих столкновений, он вкладывает в картины-метафоры, образы-символы, наполненные экспрессией и протестом. Его писательский дар проявляется в картинах «Бомжи», «Теща», отличающихся особой выразительностью, смелостью и новизной художественных средств. Об издержках научно-технического прогресса автор рассуждает языком интеллектуальной живописи своего времени, заставляя зрителя прежде всего мыслить, понимать, а потом чувствовать, призывая тем самым любить и беречь то, что служит художнику источником вдохновения.
Встреча с его творчеством - приятный бальзам для души человека, а четыре сотни сердец, раскрывшихся для восприятия прекрасного в художественной школе, которой он руководит и где преподает на протяжении тридцати пяти лет - поистине гражданский подвиг.

Любовь Шаповалова
Искусствовед

02 февраля 2007

Версия для печати Версия для печати

Красноярский край. Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Новости культуры

Новости
Конструктор, или Со-творение мира
"Презентация проекта "Конструктор, или Со-творение мира", разработанного в Красноярском краевом краеведческом музее, приурочена к празднованию 120-летия музея. Проект стал победителем V...


Законодательство

Региональное
28 июня 2007 года N 2-190
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России Copyright 20032004 ФГУП ГИВЦ Роскультуры culturemap.ru