Таймыр уникальная земля. Тундра здесь беспредельна, климат суров, ветер и мороз сильны необыкновенно. Долганы, ненцы, нганасаны, энцы проживали здесь с далеких времен. По лингвистическому признаку коренные народы Таймыра принадлежат к различным языковым группам. К самодийской языковой группе относятся ненцы, энцы, нганасаны, к тюрской долганы. В XV1 XVП в.в. в Пясиду (так в те давние века назывался Таймыр) пришли с европейского Поморья первые русские люди. Выходцы из Центрального и Восточного Поморья стали основой постоянного населения Таймыро-Туруханского района и Нижнего Приангарья. Постепенно уклад жизни немногочисленных русских жителей внутреннего Таймыра на Хатанге, Пясине и Богониде приобрел черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов. Участились смешанные браки. «Затундренные крестьяне» стали терять главные признаки принадлежности к русской нации и впоследствии стали основой для образования долганского этноса.
Долганы представляют собой наиболее многочисленную группу среди коренных народностей Таймыра. Живут главным образом в Хатангском районе и поселках, подчиненных администрации г. Дудинка. По времени образования это самая молодая народность, сформировавшаяся в конце ХVШ первой половине Х1Х веков. Ядро долганской народности сложилось в результате взаимодействия эвенков, якуты и русских крестьян. В течение ХVШ века четыре родовые группы «объякученных» эвенков переселились на южный Таймыр и смешались жившими здесь русскими старожилами (так называемыми «затундренными крестьянами») и в небольшой степени в энцами.
Материальная культура долган носит в себе признаки всех перечисленных этносов. Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотой на диких оленей и промыслом песца. Они умели использовать оленей под седло и вьюк, как эвенки, и, подобно ненцам и нганасанам, использовали пастушеских собак. Нартяной чум (долганский балок) заимствован у русских купцов.
Кочевали долганы в районе норильских озер и в бассейне реки Попигай.
Долганский язык это язык якутской подгруппы тюркской группы алтайских языков.
По вероисповеданию долганы считались христианами. Однако, соблюдая внешнюю сторону православия, они неизменно сохраняли свои традиционные религиозные верования.
Нганасаны (самоеды-тавгийцы) самый северный и древний народ Таймыра (учеными была найдена стоянка, которой насчитывается 3-4 тысячелетия).
Западная авамская группа нганасан расселена в поселках Усть-Авам и Волочанка (северо-восточнее Дудинки), восточная вадеевская - в поселке Новая (близ Хатанги).
Издревле основным занятием нганасан была охота на диких северных оленей, которая вплоть до Х1Х века велась с помощью загонов и на речных переправах, водоплавающую дичь и пушного зверя. Основная охота приходилась на осенне-летний период.
Со второй половины Х1Х века стало развиваться домашнее оленеводство. Нганасанские олени не очень сильны, низкорослы, но выносливы и способны быстро восстанавливаться после истощения.
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами паслись олени. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы в темноте можно было вернуться с промысла вдоль русла.
Традиционное жилище конический чум от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоял из жердей и покрывался нюками. В центре располагался очаг. Правая сторона была жилой, в левой помещали гостей и хранили хозяйственный инвентарь.
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо добрых духов всех явлений природы (неба, солнца, земли и др.). Почитались также родовые и семейные покровители. У каждой кочевой группы был свой шаман, которой общался с миром духов. Помогали ему дямады духи помощники.
Ненцы один из коренных народов Таймыра, который по предположению ученых мигрировал на полуостров еще 3 века назад со стороны полуострова Ямал. В настоящее время ненцы проживают на Таймыре в поселках, расположенных на территории Усть-Енисейского и Дудинского районов.
Ненцы делятся на две этнографические группы: лесные и тундровые. Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. Под давлением гуннов, тюрок и др. воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев переместились в таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.
Традиционные занятия охота на пушного зверя, дикого оленя, водоплавающую дичь. Более позднее оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Традиционное жилище разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. В холодную погоду поверх малицы надевают совик одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но мехом наружу.
Женская одежда распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.
Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество демиург Нум управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена «Мать земля», рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг.
Энцы самая малочисленная группа коренного населения Таймыра. Общая численность их около 200 человек. Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах. Язык энецкий. В этногенезе приняли участие как местное население охотников на дикого оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы пришельцы с Юга Сибири и Ср. Притомья. Основное традиционное занятие охота на оленя, пушного зверя. Было распространено вьючное и заимствованное упряжное оленеводство. Традиционное жилище коничесий чум, близкий к нганасанскому отличается от ненецкго деталями конструкции и покрытия.
24 января 2005
Версия для печати