|
|
Личные песни в песенном фольклоре нганасан |
«В нганасанском фольклоре существуют два основных ответвления песенной традиции: песни балы и песни-кэйнгэйрся. Песни балы подразделяются на четыре группы: личная песня (нонэнэ белымэ); 2) застольная песня (хоанкутуо бэлы); 3) детская песня (нюо бэлы); 4) шаманская песня (нэzэ бэлы). Все эти песни представляют собой импровизированные тексты с устойчивым напевом (мелодией).
Национальный термин «нгонэнэ бэлымэ» буквально означает «мня одного песня», «меня самого песня». Он может быть употреблен во втором и третьем лице, соответственно (тебя одного песня) и (его - одного песня). Напев личной песни придумывается взрослым человеком самостоятельно в определенный период жизни и в течение таковой не подвергается никакому изменению. Меняется лишь содержание песни, ее текст. В ней поется обо всем, что человека глубоко волнует, радует или огорчает. Песня исполняется за работой (например, починкой сетей), в дороге и т.д. Нельзя всуе исполнять чужую «личную песню», на это издавна налагалось табу. По свидетельству тонкого исследователя культуры нганасан Г.Н.Грачевой, «мелодия составляла такую же принадлежность человека, как его мысли, его дыхание, одежда& Человек, запевший не свою мелодию, мог ожидать наказания от ее владельца. Человек, запевший не свою мелодию, мог ожидать наказания от ее владельца. Такие «передразнивания» вызывали серьезный активный протест еще в 1960-е гг., особенно когда молодые нганасаны пытались повторять мелодии стариков. Запрет восходит к древнему мировоззрению нганасан, к представлениям о душе, ее неприкосновенности, ненанесении ей вреда. Про человека, исполняющего (без соответствующего разрешения) чужой напев, говорят: «он его душу, его ум украл».
В исполнительскую практику певцов и сказителей вошли песни давно умерших людей. Этому предшествовало, согласно существующим и поныне традициям, испрашивание разрешения на исполнение у родственников умершего. Если таковых не было, певец молитвой просил согласия на исполнение песни у духа умершего. Бывали случаи, когда личная песня, особенно удачная по поэтическим и музыкальным достоинствам становилась фольклорным произведением, и тогда повторных разрешений на ее исполнение не требовалось».
Из сборника «Песни нганасан». Красноярск: 1995г.
24 января 2005
Версия для печати