Культура регионов России
english на главную поиск
25 мая 2006
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
" Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Республика Саха (Якутия)

Традиционная культура

Республика Саха (Якутия). Флаг.
Якутский эпос - олонхо

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо &Там несутся по глади степей Табуны низкорослых коней&. &Там, в степях , далеко-далеко. Кто-то первым пропел Олонхо.. Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа. Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя). Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса (земля) растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли Аан Алахчын хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далеких времен и являются одной из любимых тем современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. (Я-9, Я-10, Я-11, Я-12 национальный художественный музей Саха. Кн.1 и Кн.2). В отличие от эпоса многих народов, якутское олонхо в значительной своей части не сказывается, а поется. Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией. Олонхосут человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения. (Фильм ГИВЦ, звук и фото, Як-3 Дикий Север). А.В.Кудияров. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. - М.: ИМЛМ РАН, 2002. 326с. Героический эпос народов СССР. М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. 557с.

70_35.1074677905.11905.jpg
Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо

&Там несутся по глади степей
Табуны низкорослых коней&.
&Там, в степях , далеко-далеко.
Кто-то первым пропел Олонхо..

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса (земля) растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли Аан Алахчын хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далеких времен и являются одной из любимых тем современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. (Я-9, Я-10, Я-11, Я-12 национальный художественный музей Саха. Кн.1 и Кн.2).

В отличие от эпоса многих народов, якутское олонхо в значительной своей части не сказывается, а поется. Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и
деяниям традиционной мелодией. Олонхосут человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения. (Фильм ГИВЦ, звук и фото, Як-3 Дикий Север).

А.В.Кудияров. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. - М.: ИМЛМ РАН, 2002. 326с.

Героический эпос народов СССР. М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. 557с.

21 января 2004

Версия для печати Версия для печати

Республика Саха (Якутия). Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Республика Саха (Якутия)

Библиотеки
Директор - Самсонова Валентина Андреевна


Республика Саха (Якутия)

Библиотеки
В мае 1925 г. Совнарком ЯАССР обратился в Якутскую комиссию Академии Наук СССР с просьбой оказать содействие в создании в Якутске...
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России Copyright 20032004 ФГУП ГИВЦ Роскультуры culturemap.ru