Великолепен традиционный якутский праздник Ысыах якутский новый год, празднуемый в дни летнего солнцестояния.
Великолепен традиционный якутский праздник Ысыах якутский новый год, празднуемый в дни летнего солнцестояния. Свое название он получил от слова ыс кропить. В соответствии с древним обрядом, шаман окроплял кумысом всех присутствующих.
Подробное описание этого праздника можно встретить в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И.Г. Гмелина, путешествовавшего по Якутии в 1736-1737 годах, у академика А.Д. Мидлендорфа, у писателя декабриста А.А. Бестужева Марлинского.
Сохранив национальную самобытную форму праздник Ысыах переживает свое второе рождение. В 1992 году он получил статус государственного праздника Республики Саха Якутия.
Сегодня лучшие старинные традиции нашли свое творческое отражение в современном Ысыахе.
Устраивается он под открытым небом. Устанавливаются резные коновязи и самая высокая из них размещается в восточной стороне праздничной площадки. Там привязывают белого коня и священную кобылицу.(Я-5. Якутия) Выбранное открытое ровное место окружают молодыми срезанными березками, между которыми натягивают волосяные веревки с разноцветными лоскутками, берестяной посудой, охотничьими трофеями. Расстилают меховые ковры с деревянными кубками для питья. На круг перед народом выходят танцоры с чоронами сосудами из цельного куска дерева, благославляют народ и поздравляют приходом благодатного лета. (Як-2 Дикий Север Я-6 Якутия.)
Праздник начинается с благодарения сил, от которых зависит жизнь якута .
Кульминация праздника - обряд окропления кумысом огня, травы, деревьев. (Я-8). Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и человека и одновременно служит данью благодарности «небесным божествам». Далее следуют пир и ритуальные состязания, в которых сохранились отголоски символической борьбы между зимой и летом, противоборства злых и добрых сил. Проводятся состязания в верховой езде, перетягивании палки, якутской национальной борьбе, прыжкам. (Фото, кадры из фильма ГИВЦ или СД «ритуальные состязания» )
И, наконец, завершение праздника круговой танец осуохай «танец единения душ». Этот танец символизирует жизненный круг. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по кругу солнца как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. (Я-7).и фото с СД Осуохай. Со ссылкой.)
Праздники народов Якутии тесно связаны с природным циклом и хозяйственной деятельностью, они носят календарно-обрядовый характер. Оленеводы-эвенки празднуют Икэнипкэ, праздник эвенов называется Дялбу, юкагиры собираются на свой Лододьал. Издавна эти праздники представляли собой общий сбор кочующих небольшими группами родов, общин. Устраивались различные национальные соревнования, игры, водились хороводы.
21 января 2004
Библиография:
1. YAKUTIA . Саха Сирэ. Фотоальбом. - Якутск: 1992.г
2. Халанский С. Дикий север. Фотоальбом. М.: Изд-во ОАО «Типография «Новости», 2002
3. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2002. 103с
Версия для печати