Удэгейский язык один из языков тунгусо-манчжурской группы, в которую входят также языки эвенков, эвенов, ороков, орочей, негидальцев, нанайцев, ульчей и манчжур. Относится к южной, амурской ветви алтайской языковой семьи. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы хорско-анюйскую, бикинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.
 |
|
Удэгейский язык один из языков тунгусо-манчжурской группы, в которую входят также языки эвенков, эвенов, ороков, орочей, негидальцев, нанайцев, ульчей и манчжур. Относится к южной, амурской ветви алтайской языковой семьи. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы хорско-анюйскую, бикинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.
Язык в прошлом бесписьменный, каких-либо памятников в нем нет. Первые фиксации удыхейского лексикона относятся к концу Х1Х века, однако фонетически в силу сложного звукового строя они неточны. В начале 30-х годов для удыхейского языка был разработан алфавит на латинской основе и выпущены первые переводные книги, учебники, словарь с грамматикой. С 80-х годов осуществляются попытки по возрождению преподавания удыхейского языка в школе.
В январе 1999 г. Хабаровским книжным издательством был издан многоцветный, праздничный, радостный, полыхающий всеми цветами радуги удэгейский букварь. Его авторами являются М.Ходаковская, Ю.Дунский и В.Калундзюга.
Повествовательный фольклор тунгусо-манчжуров делится на два крупных раздела: сказочный эпос и несказочная проза.
Тематически выделяется несколько групп, в большей или меньшей степени связанных с мифологической архаикой, космогонические, этногонические, шаманские, промысловые, исторические и топонимические повествования.
В устном народном творчестве удэгейцев имеют хождение сюжеты, малоизвестные или совсем неизвестные соседним этносам. Таковы, например, рассказы о багзе, наделенном чертами культурного героя, похищающего у богов «новые технологии». Багзе научили людей использовать в пищу животный жир, который они украли у грома.
Сказочный эпос тунгусо-манчжуров, хотя и не имел четкой жанровой дифференциации, но в тематическом плане отличался большим разнообразием. Высокими художественными достоинствами обладали волшебно-героические произведения.
Эпический герой
Егдига в устном творчестве удэгейцев является центральным персонажем не только сказочного фольклора, но и мифологических рассказов, например, о создании Млечного пути. Согласно мифу с Земли в россыпи звезд до сих пор видны две лыжни: прямая и длинная, проложенная молодым охотником Егдигой, и кривая, обрывающаяся у края неба, лыжня старика Канда Мафа. Этиологические сюжеты в удэгейском фольклоре всега связаны «с трудовой деятельностью мифических бэле и егдыги». («Фольклор удэгейцев» 1998).
Огромный вклад в дело сохранения и пропаганды удэгейского фольклора внесла
Варентина Тунсеяновна Кялундзига
сказительница, писательница, собирательница родного фольклора. (Фото 5).
И.В.Кормушин. «Удыхейский язык».- М.: изд-во «Наука», 1998г.
Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока. Красноярск: Красноярское книжное издательство, - 1989г.
18 марта 2004
Версия для печати