|
|
Три названия одного народа |
Небольшое по численности коренное население Магаданской области по данным Госкомстата РФ на 2002год составляет 2271 человек (в сельской местности), из которых 1220 человек эвены, 628 коряки и 307 ительмены.
Небольшое по численности коренное население Магаданской области по данным Госкомстата РФ на 2002год составляет 2271 человек (в сельской местности), из которых 1220 человек эвены, 628 коряки и 307 ительмены.
Эвены, ламуты, восточные тунгусы три названия одного народа. В прошлом существовали две крупные этнографические группы эвенов: оленеводы и оседлые «пешие тунгусы» (последние в 1920-х гг. были уже полностью ассимилированы). В слове эвен заложено древнее самоназвание «эвын», «эвен» или «эвэсэл», что значит, по одним данным, «спускающиеся с гор», по другим «местный», «здешний» или «человек», «люди». Носители ольского говора, а также эвены Быстринского района на Камчатке называют себя «орочел» «оленные» (от слова «орон» олень). Оседлые эвены двух селений Ольского района Армань и Ола называют себя «мэнэ», «мэнэл», что буквально означает «живущие на одном месте». Существует еще одно самоназвание, распространенное лишь в Нижне-Колымском районе, где эвены называют себя «иилкан» «настоящий», а слово «эвын» употребляют по отношению к представителям из горной таежной местности. Название «эвен» стало официальным в 30-е годы ХХ столетия.
Первые сведения об эвенах в этнографической литературе принадлежат зарубежным и русским путешественникам исследователям ХVП ХVШ вв. Н.Витзену, Я.И.Линденау, С.П.Крашенинникову и др. Но сообщения о («ламутах») уже поступали в отчетах русских служилых людей, осваивавших в 1-й пол. ХVП в. Северо-Восточную Сибирь.(Фото 1 стр31 Перекресток и фото 2 стр.31 Словесница искусств).
По этногенезу тунгусов существует также гипотеза, предложенная М.Г.Левиным и В.А.Туголуковым, по которой местом их формирования считается Северное Забайкалье и Приамурье, между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура. Отсюда, из горной местности, расположенной к северу от Верхнего Амура, в западных отрогах Саянского хребта, началось расселение древних тунгусов, предположительно в ХП веке.
К приходу русских в ХVП в. эвены являлись уже сформировавшимся этносом. Их территориальные группы были расселены к северу и северо-востоку от эвенков (Северо-Западное Верхоянье, бассейны Индигирки, Колымы, побережье охотского моря).
В хозяйстве и культуре эвенов много черт, общих с живущими рядом якутами, чукчами, коряками и юкагирами.
В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя. У донрэткэн - глубинных, внутренних эвенов оленей было больше, оленеводство играло в их хозяйстве большую роль, чем у эвенов наматкан приморских жителей, кочевавших к Охотскому морю. У оседлых эвенов мэнэ оленеводство превратилось в транспортное, разводились ездовые олени. Зимой эти эвены занимались перевозкой грузов. Рыболовство имело подсобное значение. В горных реках ловили хариуса и другую рыбу. Били острогой, ловили удой в проруби.(Фото 3 стр.33 Северные просторы
Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык, не отличающиеся от якутских. Разнообразными были и жилища тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием, якутский балаган, весьма широкое распространение среди эвенов получил цилиндрическо-конический чум, близкий чукотско-корякской яранге. Заимствованные типы жилища адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага и т.п.
26 февраля 2004
Версия для печати