Хозяйственный годовой цикл у эвенов делился на шесть сезонов: раннюю осень монтэлсэ, позднюю осень болэни, зиму тугени, раннюю весну нэлкэни, позднюю весну нэннэни и лето.
В зимний период массовых танцев не устраивали
В прежние времена уже весной, во время ежегодной встречи родов и семей, эвены начинали подготовку к летнему празднику Нового года и встречи Солнца. Взрослые и дети разучивали старинные круговые танцы. Это не просто танец. Это поэтическое описание природы и философское раздумье о смысле жизни. В нем воплотилось миропонимание и мироощущение эвенов, накопленное веками и передаваемое из поколения в поколение. Кочевники особенно остро ощущали, что все в этом мире взаимосвязано: звезды и солнце, земля и горы, моря и реки, животные, растения и человек. В традиционном круговом танце в образной сценической форме закодированы философские основы кочевой жизни, нравственные принципы, которым следовали все члены эвенской общины.
Круговые танцы хороводы сопровождались песней запевалы, которому вторили исполнители.
В круговой песне-пляске «хээдзэ» запевала исполняет 2-3 сложные возгласы и ему вторит хор. Ритуальный хоровод «дзяхурья» состоит из последовательности пяти программных частей с разными запевами: «моондьи»- символизировал отлет пернатых, «ани» трудную зиму, «оти» наступление весны, «уокел» благоухание лета, «даво» рождение олененка. Сольному запву вторит хор. Каждая часть отличается своей кинематикой танца.
«Северные просторы» Вып.2 Март апрель 1994г.
В.Нилов «Северный танец. Традиции и современность. М.: Изд-во «Северные просторы» 2001г.
26 февраля 2004
Версия для печати