«Медвежий праздник» по эвенски называется «Уркачан», а переводится на русский язык «мужской». У эвенов с древних времен запрещается лишний раз говорить о медведе, особенно женщинам.
Медведь по-эвенски - «накат», но называть его принято в почтительно-ироничной иносказательной форме. Эвены различных регионов называют его: батюшка, старенький, крестный, дядюшка и т.п.
Эвены занимаются охотой на медведя только в начале зимы при выпадении первого снега, и в конце зимы, когда еще снег не начинал таять. О предстоящей охоте у эвенов говорить было не принято Обычно сообщали: «Завтра иду смотреть землю». Когда охотник находил берлогу, он должен был произнести магическую фразу «Не подавай голоса».
Вернувшись домой охотник должен был молча готовить охотничье снаряжение. Увидев что он готовится к охоте, остальные охотники тоже молча начинали подготовку. Убив медведя, его поворачивали мордой к востоку.
Разделка туши происходила в сопровождении напевов. (Фото 7 стр81 Праздники народов России).
Придя в стойбище, старейшина начинал готовиться к празднику. Женщины, увидев его приготовления, тихо уходили.
Когда мясо было приготовлено, возле очага охотники рассаживались по старшинству. В центре старейшина, около него по правую руку - охотник. Нашедший берлогу, и затем другие охотники по кругу. Когда ели сердце, мясо с передних конечностей, заднюю часть туши говорили особые слова.
После окончания первой трапезы, среди мужчин начинались игры и состязания. Когда была приготовлена вторая часть мяса к трапезе приглашались мальчики. Женщин приглашали лишь под конец пиршества. Их угощали мясом от задней части туловища. После общего пиршества исполнялся коллективный танец «Хэдэ». Танцевали до рассвета, после чего женщины уходили в юрты, а мужчины начинали подготовку к самой важной части обряда захоронению останков медведя. Древняя легенда гласит, что последовательность действий ритуала захоронения была продиктована сородичам самим умирающим медведем. Вина за его гибель лежит на женщине, которая являлась его матерью и этой древней виной и объясняется ограничения участия женщин в «межвежьем празднике».
26 февраля 2004
Версия для печати