Культура регионов России
english на главную поиск
20 февраля 2005
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
" Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Сахалинская область

Традиционная культура

Сахалинская область. Флаг.
Празднично-обрядовая
Религия
Кухня
Фольклор сегодня
Медвежий праздник

Обычай проведения «медвежьего праздника» был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам.

35_88.1074596008.2506.jpg
Особое отношение к медведю было свойственно всем народам северного полушария, жившим в тайге и тундре. Культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего востока. Обычай проведения «медвежьего праздника» был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам. Имеется в виду именно медвежий праздник так называемого амурского типа по поводу вскормленного в клетке зверя.

Медведя почитали как предка тотема, которого нельзя убивать и есть. Постепенно этот запрет ослаб. Но после охоты и поедания мяса, медведя надо было умилостивить и обеспечить его «возрождение». Этому были посвящены основные обряды праздника, которые сохранялись в неизменном виде до середины ХХ столетия.

Новорожденного медвежонка из тайги приносили в селение, где три четыре года вся община заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Местом его обитания была специально построенная бревенчатая клеть.

Кульминацией праздника становился ритуал убиения 2отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное.
В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» - духов.

Медвежье мясо вкушала вся община и гости. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились остатки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте.

В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу.

От «горных духов» зависит благополучие общины, так как они посылают людям «дары» животных, ягоды, растения и сородичи не голодают.
35_74.1074596008.54094.jpg 35_15.1074596008.48349.jpg


Во время трапезы на празднике медведя использовалась специальная ритуальная посуда. Орнамент на ней был пиктографическим письмом, с помощью которого мастер-резчик описывал охоту сцену убиения медведя. посуда украшалась маленькими скульптурами медведей.

16 декабря 2003

Версия для печати Версия для печати

Сахалинская область. Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Сахалинская область

Музеи
Сахалинский областной краеведческий музей
Впервые на территории области музей был создан в декабре 1896 года, в Александровске. Организаторами его были ссыльные революционеры и политические каторжане...


Сахалинская область

Музеи
Сахалинский областной художественный музей
Сахалинский областной художественный музей был основан в 1983 году. С 25 марта 1989 года музей находится в здании бывшего японкого банка...
https://moneypanda.com/kz/zaimy
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России