В 1931 году в Чукотском поселке Уэлен была организована косторезная мастерская, в которую объединились народные мастера из Уэлена и других поселков из Нунямо, Лаврентия, Дежнева, Наукана. В мастерской, как в старину продолжали резать из кости по большей части фигурки животных и сцены охоты, поражающие лаконизмом, силой обобщения, красотой, чувством материала, а на пластинах гравировать целые жанровые картины.
Конечно, в старину и резьба, и сами фигурки имели магический смысл, должны были уберечь от злых духов, помочь в охоте. Утрачивая мало-помалу ритуальный смысл, эти фигурки стали произведением народного искусства. Так родился художественный промысел.
Отражение в гравировке по кости фольклорных сюжетов одно из художественных направлений в развитии современного чукотско-эскимосского косторезного искусства.
В области создания миниатюрной скульптуры работают в основном мужчины. Общим для всех мастеров является приверженность к анималистической скульптуре изображению животных, особое проникновение в мир северных зверей, обусловленное восприятием художника-охотника, особое отношение к животным отголоски которого восходят к глубокой древности.
Минимум порезок, наполненность скульптурной формы, отшлифованная поверхность типичны для этих небольших скульптур.
Особое чувство материала свойственно жителям Чукотского побережья с глубокой древности. В прошлом каждый мужчина-охотник, добывающий моржа, имеющий моржовый клык, умел его обрабатывать.
Первой чукотской женщиной, посвятившей себя профессии художника-гравера по кости стала Вера Эмкуль. Изящны и своеобразны работы других талантливых мастериц, таких как Галина Тынатваль, Елена Янку, Мая Гемауге и др.
Гравировка по клыку моржа выполняется специальным металлическим инструментом, имеющим форму когтя ( по-чукотски «вагыльхын»). Изображения в чукотско-эскимосской гравировке обычно имеют черный контур, оживленный цветом. Композиция рассказ в рисунках ведет свое начало от широкого основания клыка, где даются наиболее крупные изображения, к его узкому концу, по мере приближения к которому уменьшается сам рисунок.
По-прежнему мастера изображают сюжеты, связанные с жизнью тундры и моря: утки, летящие над косой, медведь , показавшийся на дальней сопке, разделка туши на берегу, охотник, тянущий за собой нерпу, фольклорные сюжеты и т.д
Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского государственного историко-художественного музея заповедника; Л.:»Художник РСФСР»,1981.
Новая жизнь древних легенд Чукотки; Магадан: 1987.
02 февраля 2005
Версия для печати
«Персональному мелодическому выражению («персональному напеву») отводится особая роль в песенном творчестве чукчей.... [
далее]
Первые упоминания о Чукотке в русских документах появились в 40-х годах XVП века. [
далее]