На территории России на протяжении многих веков сформировалось несколько типов национального костюма. В северных и некоторых центральных областях бытовал комплект из сарафана, рубахи и кокошника. К югу от Москвы (в том числе и в Калужском крае) был широко распространен более древний по происхождению комплект из рубахи, юбки-поневы, головного убора «сороки» и передника «занавески»
Важной деталью костюма был пояс, которым подпоясывалась рубаха. Он имел магическую силу, защищая владелицу от злых духов. По народным поверьям, потерять пояс означало навлечь на себя большие несчастья.
В алужском крае народный костюм носили в некоторых уездах вплоть до начала ХХ века.
В народном костюме самое пристальное внимание уделялось отделке головного убора сороки. В Калужском крае бытовали сложные головные уборы, в зависимости от каркаса-кички приобретавшие лопатообразную, копытообразную или рогатую форму. Девичий головной убор представлял собой тип повязки, оставляющий открытыми волосы.
Наиболее ярко отделывались сороки молодых женщин (до рождения первого ребенка), они шились из бархата, кумача. В Бояновичской волости Жиздринского уезда вплоть до начала ХХ века бытовали сороки «второй смены», которые носили женщины после рождения ребенка. Сшитые из кумача, они по затылочной части украшались плотной вышивкой ромбическим орнаментом..
Золотошвейные головные уборы в Х1Х веке бытовали не только в Перемышльском и Калужском уездах, но , вероятно, гораздо шире. Они, как правило выполнялись на заказ профессиональными мастерицами-крестьянками или в женским монастырях (Калужском, Казанском или Шамординском).
Женские рубахи состояли из двух частей, соединенных швом по талии или выше. Верхняя часть «стан « обычно изготовлялась из фабричной ткани, нижняя «подстава» - из домотканой. Рубахи более раннего времени были, как правило, цельнокроенными, шились из домотканого полотна.
Необычные по крою рубахи бытовали в ряде сел Лихвинского уезда вплоть до начала ХХ века. (с.Доброе, д.Збродово, с.Игнатовское). Узкие рукава этих рубах были длиной от 80 до 127 см. Руки продевались в прорези около локтя, а рукава подбирались и густо сосбаривались или заматывались на руке выше кисти.
Наибольшей яркостью, нарядностью отделки в народном костюме Калужского края отличались передники «занавески». В отличие от рубах и юбок-понёв отделка передников богаче и по технике исполнения, и по сюжетам вышивки, и в целом по художественному строю
Покрой передников разнообразен. Они могли быть цельнокроенными или на кокетке.
В конце Х1Х века широкое распространение получают передники с отрезной кокеткой, часто изготовлявшейся из кумача, цветного ситца. Подол, как и прежде, шили из домотканого холста и традиционно украшали цветной перевитью. По краю подола пришивали плетеное кружево из белых и льняных ниток. Узор его, получивший название «балалайка», заимствован калужскими мастерицами с образцов Рязанской губернии.
Юбка-понёва шилась из трех полотнищ шерстяной клетчатой темно-синей или черной домотканой ткани, крепилась к поясу с помощь. Шнура «гашника» В калужском крае бытовали, как правило, распашные, не сшитые спереди понёвы, но встречались и круглые юбки «глухие».
Художественный облик понёвы создавался, в основном, благодаря разнообразию фактуры материалов отделки. Здесь и тканые узорные полосы, и нашивные аппликации, шелковые ленты и позумент, бисер и блестки.
Самыми дорогими считались понёвы «волосяные», вытканные из тонко скрученных шерстяных ниток, Такое полотно ткалось в конце Х1Х века в Шамординском женском монастыре, продавалось на базарах и ценилось вдвое дороже обычного домотканого.
В первой четверти ХХ века народный костюм Калужского края почти повсеместно претерпевает существенные изменения как в использовании новых материалов, так и в деталях кроя. Его бытование постепенно сходит на нет.
По материалам Г.Б.Сафоновой «Народная вышивка Калужского края». Женская одежда и полотенца. Каталог коллекции Калужского краеведческого музея.
24 мая 2005
Версия для печати
Одним из неотъемлимых составляющих весеннего обряда закликания птиц является выпечка «жаворонков». 9 марта хозяйки пекут «жаворёнков». В деревне Большие Козлы Калужской... [
далее]
|
|
История калужского наместничества
|
Калуга старинный русский город, раскинувшийся на берегу реки Оки «высоко, красовито». С древних времен город застраивался с юга на север... [
далее]
|
|
Калужские изразцы XVIII Х1Х веков
|
« ХVIII век, особенно вторая его половина и конец века, играют в развитии калужских изразцов первенствующую роль. Первые письменные сведения об... [
далее]
Наиболее сохранившимся в калужской области можно считать пласт лирических песен, в первую очередь любовных и семейных. Основными образами любовных песен являются... [
далее]