|
|
Волжские финны - прямые предки нынешних удмуртов.... |
«Ответ на вопрос «откуда есть пошел народ?» для удмуртов скрывается в ананьинской археологи-ческой культуре VП Ш вв. до н.э.). Именно тогда обозначились отличительные особенности волжских финнов прямых предков нынешних удмуртов, коми, мари и мордвы.
Ананьинские племена соприкасались не только с соседними древними народностями, но и почти со всем древним миром Сибирью, Средней Азией, Кавказом, Индией, Египтом и др. Об этом говорят найденные а Прикамье статуэтка древнеегипетского бога Амона, амулеты в виде жуков-скарабеев и любимое украшение здешних модниц раковины каури, привезенные сюда с берегов Индийского океана. Наибольшее значение для древних пермян имели контакты со скифами и сарматами. От степняков в язык местного народа вошли слова, относящиеся к скотоводческо-земледельческому быту «скот», «зерно», «хлеб», «пиво» и др. Общие со скифами черты проявились и в искусстве того периода так называемом «пермском зверином стиле».
 |
|
Примерно на рубеже нашей эры из ананьинской культуры вырастает ряд отдельных прикамских культур. Среди них особого внимания заслуживает пьяноборская культура Ш в. до н.э. П в. до н.э. получившая название по месту раскопок у деревни Пьяный Бор. Без сомнения, именно там жили предки современных удмуртов. Даже народный костюм восходит, как показывает реконструкция археологов, к пьяноборским прототипам.
Но предки удмуртов все больше расселялись, осваивали новые территории, принимали в свою среду некоторые пришлые племена с юга и из-за Урала. И во второй половине первого тысячелетия нашей эры из так называемых поздних пьяноборских вариантов культур в бассейне нижнего и среднего течения реки Вятки складывается этноязыковая общность, которую уже можно назвать древними удмуртами».
«Довольно рано удмурты оказались разделенными на северных и южных. На одних значительное воздействие оказали первопроходцы с Русского Севера, а на других сильнее повлиял тюркский степной мир.
Вплоть до ХХ в. каждый удмурт четко осознавал свою принадлежность к замкнутому объединению воршуду, имеющему общее происхождение, своего божественного покровителя, родовую или семейную святыню, хранившуюся в особых святилищах «куа», а также имя, восходящее, очевидно, к тотемам обожествленным предкам, птицам, животным и фантастическим существам: «Докья» - глухарь, «Юсь» - лебедь, «Имъес» - небесные люди. На севере Удмуртии и в Кировской области выделяется этнографическая группа бесермян, недавно вновь официально признанным малочисленным, но полноценным и равноправным с другими российским народом.
О происхождении бесермян ученые продолжают спорить. Скорее всего, они имеют общее с удмуртами происхождение, с более сильной примесью тюркского элемента, оказавшего свое воздействие в период существования государства волжских булгар и делающего бесермян в чем-то схожими с чувашами, например в языке или элементах традиционной одежды».
Использованные материалы:
Фотоальбом «Удмуртия». Москва. «Планета» 1990.
«Удмуртия «Полное описание России. Удмуртия». Серия «Памятники Отечества».
04 октября 2005
Версия для печати