|
|
Народно-инструментальная культура ХVП X1X веков |
«История исполнительства на русских народных инструментах в Красноярье имеет далекие истоки, уходящие в начало ХVП века, когда по реке Енисей и ее притокам возникли первые остроги (Енисейский, Красноярский и Ачинский).
Вслед за «служилыми людьми» енисейские земли стали заселять выходцы из центральных и северных районов Руси&»
«Ведущим стал северо-русский тип культуры, так как переселялись главным образом из Поморья («территория современных Архангельской и Вологодской областей»).
Как известно, на музыкальную культуру русского Севера сильное влияние оказало скоморошье искусство. Вот почему у енисейских переселенцев звучали самобытные музыкальные инструменты русских скоморохов.»
«&китайские посланники в описании своего путешествия отметили следующие музыкальные инструменты в домашнем обиходе иркутян: «& колокола, барабаны. Деревянные флейты, сиповки, с медными струнами гусли и скрипки» - инструменты, характерные для скоморошьего искусства. Если такие инструменты были в ходу иркутских жителей, то можно предположить, что они же звучали в домах Енисейска, Красноярска, Ачинска, Канска».
«Со временем часть инструментов теряла свою привлекательность, уступая место более совершенным, как балалайка, гармоника, гитара, мандолина. Балалайка и гармоника, как правило, бытовали более всего среди крестьян, рабочих и ремесленников. Звучание этих инструментов составляло обычный фон различных праздников».
«&святочные посиделки минусинских крестьян: «Вот кто-то шумно с колокольчиками и бубенчиками подъехал к воротам. Через минуту двери в горницу с шумом растворяются, и входят замаскированные& С ними даже своя домашняя музыка балалайка, иногда скрипка и гармония&. «.
«Гитара и мандолина были инструментами мащанской и интеллигентской среды. Д.И.Каратанов (известный красноярский живописец и график) даже считал «&что гитара для Сибири была своего рода культом ее можно было найти в любой квартире, и в городе, и на прииске, и в деревне». Нередко среди гитаристов-любителей выделялись талантливые исполнители, например Н.Н.Лебедев (1833-1897). Овладев не без помощи отца гитарой, он довел свою игру до совершенства. Один из очевидцев его последнего концерта на станции Минино (близ Красноярска) рассказывал «&. Часа 4 или 5 , длился этот случайный импровизированный концерт на пустынной станции, а слушатели сидели не шелохнувшись, и, только когда Н.Н.Лебедев положил гитару, все очнулись от грез, навеянных его волшебной музыкой».
«Распространение с середины Х1Х века по России гармоники и ее широкая популярность в народной среде привели к массовому производству инструментов и их продаже».
«Вскоре продажей гармоник и других музыкальных инструментов занялись красноярские купцы, и не без успеха: «Магазин Ивана Васильевича Кудрявцева (бывший Тельных) в Красноярске, Воскресенская ул. Д.Полякова. Вновь получены: скрипки, гитары, мандолины, струны, смычки, гармонии русских и заграничных фабрик, русского и немецко-итальянского строя& Высылаются наложенным платежом».
Из книги В.А.Аверина «Таланты народные» Из истории исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае. Красноярск 1998г.
15 ноября 2004
Версия для печати