Культура регионов России
english на главную поиск
03 мая 2006
при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
" Органы управления культурой
" Учреждения культуры
" Законодательство
" Историко-культурные и природные достопримечательности
Традиционная культура
" Туристская карта
" Города и веси
" Люди
" Калейдоскоп
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Томская область

Традиционная культура

Томская область. Флаг.
Народные художественные промыслы Томской области

«Заселение Томской губернии русскими шло с Севера. В Сибирь шли крестьяне из малоплодородных губерний Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской и других, принося с собой опыт и знания своих народных промыслов.

В.В. Павлов. Туеса «северные». Береста, скобление. 1994 г.
Немало в Томской губернии было переселенцев-старообрядцев, которые спасались в глухой тайге от преследований новой церкви. Крепко держались они за старую веру и обычаи, в постройках, одежде, украшении предметов быта продолжая традиции допетровской Руси. Старообрядческих скитов и поселений немало и сейчас в Томской тайге. Изредка в городе появляются мастера-старообрядцы, которые привозят на реализацию в хорошо известные им предприятия туеса-сколотни, деревянные ложки, посуду, которые удивляют простотой и добротностью форм, теплым и скромным декором. Местные промыслы были связаны с заготовкой леса, охотой, рыболовством, в некоторых районах с посевом и первичной обработкой льна. К сожалению, крестьянские текстильные промыслы не получили развития. Местное использование льна не выходило за рамки домашних ремесел, в дальнейшем и они исчезли.
Одним из традиционных видов ремесел населения Томской губернии, затем и области, является художественная обработка дерева и бересты.
Береста (кора березы) материал гибкий, легкий, прочный, хорошо поддающийся обработке и не пропускающий влагу. В берестяных сосудах могут долго храниться продукты, в том числе и жидкие. Замечательные, утилитарные свойства бересты делают этот материал почти универсальным и незаменимым в народном быту. Основная масса изделий из бересты в Томской области с давних времен и по сей день это туеса, короба, пестери, блюда, шкатулки, сколотни, сувенирные изделия. Крупные изделия изготавливали в «замок» и сшивали берестой же или саргой, мелкие схватывали специальным клеем и прошивали берестой. Коренные народы севера Томской области (селькупы, ханты, алеуты и др.) изготовляли из бересты даже лодки-берестянки (обласки), вмещавшие до 5-6 человек. Такие лодки и сейчас можно встретить в отдельных населенных пунктах северных районов Томской области.
А.Г. Варламов Береста, шитье, тиснение. 1994г.
Производство берестяных изделий, туесов, коробов, пестерей и т. д. было исконным художественным промыслом многих районов области, и оно давало населению дополнительный заработок.
Туес, туесок, короб изготовлялся, как правило, из двух слоев бересты. Внутренний слой имеет сплошные стенки, наружный подгоняется к нему по размеру, имеет разрез и оформляется или тиснением, или резным узором растительного характера. Таким образом, изделия с ажурной резьбой были двухслойными. Под ажур часто подкладывали цветное сукно. Тисненые узоры наносили с помощью штампиков.
И.Г. Лукманова. Шкатулки. Дерево, береста, резьба. 1999г.
Со временем оформление декора берестяных изделий усложнилось и сейчас можно увидеть замечательные работы с ажурной резьбой из 3-х 4-х слоев бересты. Несколько слоев бересты теплых оттенков с кружевным узором, наложенные один на другой, придают орнаменту объемность, глубину и какую-то сказочную неповторимость. Этот художественный прием оформления сувениров из бересты был разработан и применен художником-мастером Н.Г.Лукмановой.
Коренные народы Севера Томской области и русские старожилы использовали разнообразные способы обработки бересты. Но наиболее любимым было скобление по бересте. Весь эффект декора изделий, выполненных в этой технике достигается благодаря игре двух цветов, темнокрасновато-коричневого и светлого розовато-желтого. Орнаментация берестяных изделий, сохраняла единый стиль, но была разнообразной. Она включала в себя мотивы геометрические, растительные, иногда зооморфные. Мастера не связывали себя предварительными рисунками, шаблонами, а наносили рисунок свободно вручную. Отсюда живость и разнообразие узора. До настоящего времени сохранились местные названия узоров «Медведь на звезде», «Оленьи рога», «Задние ноги лягушки», «Спящий соболь». Условные изображения животных узнаются в изделиях, и это придает орнаменту особую образность и смысловую нагрузку. В этой технике успешно работают мастера В.П.Гужин, В.В.Павлов, Л.А.Долматова, А.В. Ефтифеев, Е.В.Бутько и др. каждому мастеру присущ свой почерк, однако все они сохраняют в своем творчестве характерные особенности традиционного орнамента.

Буклет «Народные художественные промыслы Томской области». ОДНТ «Авангард». Томск, 2001г.

16 ноября 2005

Версия для печати Версия для печати

Томская область. Карта.
Выберите регион:
Выберите раздел:
Новое на сайте

Фольклор сегодня

Томская область
Фольклорные коллективы Томской области
Детский фольклорный ансамбль «Беседа», Народный фольклорный ансамбль «Родники», Фольклорный ансамбль «Свирель»


Празднично-обрядовая

Томская область
Святочные «вечерки» и «ряжение».
Период с Рождества до Крещения (6 января старого стиля 19 января нового стиля) назывался Святками или святыми вечерами. На Святки...
Федеральные округаРегионыО проектеПоискКарта сайта
Культура регионов России Copyright 20032004 ФГУП ГИВЦ Роскультуры culturemap.ru