Музыка корякского народа представлена пением, речитативом, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах. К лирическим песням относят именную песню и родовую песню, имеющим местные и семейные напевы.
Музыка корякского народа представлена пением, речитативом, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах. К лирическим песням относят именную песню и родовую песню, имеющим местные и семейные напевы.
Общее корякское название музыкальных инструментов гэйнэчг»ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый
варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон пропеллер-жужжалка и др.
Танцы береговых коряков являлись неотъмлимой частью церемоний, связанных с годовым хозяйственным циклом. Большинство танцев носило имитационно-подражательный характер: танцоры имитировали движения убитых зверей, что по традиционным представлениям, должно было оказать благоприятное воздействие на их промысел.(Фото 4 «Чайки Нилов стр.30) Обрядово-ритуальные танцы у оленных коряков также приурочены к праздникам и имеют много общего с танцами оленных чукчей. Но все же существенно отличаются от них по пластике танцевальных двжений. При единой основной танцевальной позиции на полусогнутых ногах у коряков более сложное композиционное построение танца. Большинство обрядовых танцев они исполняли, двигаясь по незамкнутому кругу. В основном в них участвовали женщины. Мужчины как правило, только аккомпанировали на бубнах и исполняли импровизированные песни. (Фото 5. Афиша «Нулгур»)
Музыка ительменов характеризуется несколькими музыкальными диалектами и состоит из четырех основных музыкально-фольклорных традиций: песенной, танцевальной, фотоинструментальной и повествовательной. Лирические напевы отличаются довольно широким диапазоном и многопопевочной структурой. Колыбельные песни мелодически не выделяются и поются на типовые мелодии, хотя и имеют специальный термин (у ковранцев корвэльу, А у тигинцев карвэльу).
Танцевальные жанры представлены многообразием кинематической культуры: от мимических гримас (своеобразные «танцы лица») до активных танцевальных движений всего тела. У ительменов существовали круговые танцы, а также танцы, изображающие животных, которые сопровождались звукоподражаниями. Песенное и звукоподражательное интонирование довольно часто чередуется в одном аккомпанименте к танцу и сопровождается игрой на музыкальном инструменте.
У ительменов известно 16 фоноинструментов, общее название которых переводится как «играющий предмет. Бубен ительменов (йайар) имеет сходство с корякским. (фото 3 Нилов).
15 декабря 2003
Версия для печати