Корякский язык (устар. нымыланский) язык чукотско-камчатской семьи (чукотско-корякская ветвь). Диалекты корякского языка: чавчувенский, апукинский, каменский, паренский и итканский.
Корякский язык (устар. нымыланский) язык чукотско-камчатской семьи (чукотско-корякская ветвь). Диалекты корякского языка: чавчувенский, апукинский, каменский, паренский и итканский. Ранее в составе корякских диалектов рассматривали также алюторский и керекский языки; в настоящее время многие исследователи считают их отдельными языками чукотско-корякской ветви.
Основными жанрами повествовательного фольклора у коряков являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) Вороне. Бытуют сказки о животных. Самостоятельными персонажами в них чаще всего бытуют мыши, медведь, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого ( войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки) В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).
Ительменский язык (дореволюционное название камчадальский) как и корякский относится к чукотско-камчатской языковой семье, традиционно рассматриваемой как часть палеоазиатских языков. В прошлом было три языка ительменской группы, однако к началу ХХ века два из них (южный и восточный) исчезли. Современный ительменский язык, т.е. язык западного побережья, имеет два диалекта: северный, или седанкинский (пос. Седанка) и южный .
Повествовательная традиция ительменов представлена мифологическими сказками амнэл (у ковранцев) и эмнэл (у тигильцев). Прямая речь в некоторых сказках речитируется, например, «бескрылым утенком», либо поется «орлом». Рассказы и легенды могут стать темой для песен. Жанр заговоров выявлен только у ковранцев. Тексты заговоров пелись на ритуальные мелодии кмали чинэх.
Особая роль в мифологии ительменов принадлажала Кутху (Ворону). Кутх являлся демиургом, прародителем. Ительмены считали себя детьми Кутха. Точнее, отдаленными потомками. Согласно мифу Кутх создал мир (Камчатку) и ее обитателей. Особую роль в ительменском эпосе играют легенды отражающие героику, например, легенда об ительменском силаче Тилвале, который погибает в схватке с казаками Ярыгина.
Собранные во время экспедиций ительменские легенды и сказки включены в первый вариант сборника «Сказки, легенды и рассказы ительменов Камчатки», изданный в 1994 году.
15 декабря 2003
Версия для печати