У С.П.Крашенинникова ритуальные праздники ительменов описаны весьма подробно.
У С.П.Крашенинникова ритуальные праздники ительменов описаны весьма подробно. Они устраивались раз в году, в ноябре. Для ительменов это было важное событие. Все летние работы закончены, и до совершения церемонии нельзя было ни делать что-либо, ни ездить в гости грех. Одни путешественники называли этот праздник «очистителем грехов», другие «китовым праздником».
Праздник начинался с магического обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, державшие в руках пучки травы тоншич.
Далее, из дома через верхний выход вытаскивали лестницу и вместо нее ставили необработанный березовый ствол, выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках. Пищу ели только растительную и рыбу. Исследователи полагают , что эти действия имитируют глубокую древность, когда люди не знали собаководства и охоты.
На более поздние представления о мире указывает действо с чучелом кита. Около полуночи в юрту входила женщина, к спине которой было привязано чучело кита, заранее изготовленное из сладкой травы, рыбы и мяса нерпы. Женщина должна ползти с ним вокруг очага. За ней следуют двое мужчин, которые бьют по «киту» и кричат по вороньи. Одной из важных деталей обряда было изготовление новой фигурки божка хантая, которого вырезал из дерева один из стариков Завершался ритуал общей пляской под выкрики «алхалалалай». Именно так называется возрожденный в 1987 году и получивший дальнейшее развитие обрядовый праздник.
Главные праздники оседлых коряков Х1Х начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты встреча и торжественные проводы пойманных животных. В основе обычаев и праздников лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. До начала ХХ века были распространены промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки, нерпы и др.). После окончания обряда шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.
Во время проводов охотников на морского зверя (нерп, тюленей, лахтаков, белуг) проводили ритуал дарения «Эйвыг'эй», что значит поделиться с морем. Для этого из обычной травы делали лодочку в форме байдары, в которую клали немного толкуши. Это пожелание удачного плавания. Хорошей охоты и благополучного возвращения на берег.
Плавание на байдаре связано со многими поверьями и суевериями религиозного характера. При спуске байдары весной и по окончании сезона осенью устраивались праздники «Спуск байдары» и «Встреча охотников на нерп».
Главный осенний праздник кочевых коряков коянайтатык перегонять оленей», устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий в себя гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
Самым большим у коряков был осенний праздник «Хололо», который старики называли благодарственным. Устроители торжества заранее готовили угощение толкушу, мясо, рыбу. После трапезы раздавался удар в бубен. Это служило сигналом к началу танцев, в которых участвовали все. Каждый гость получал от хозяина пучок лаутэна и обменивался с ним приветственным криком «ололо!».
В 2001 г. в рамках V областного фестиваля творчества малочисленных коренных народов и этнических групп Камчатки в г. Петропавловске-Камчатском состоялся красивый праздник «Хололо», устроенный специалистами областного и городского управлений культуры, Центра народного творчества, Ассоциации коренных народов Камчатки и корякской общины «ЭгПай». (Фото 18 стр.7 «Золотые родники», стр.8 фото 19 и 20)
15 декабря 2003
Версия для печати